Что ждет бизнес в Наурыз и как брендам заработать во время праздников в Казахстане
С приближением весны начинается уникальное время для бизнеса. Этот период требует особой концентрации для определений основных страновых (казахстанских) инсайтов, необходимых для подготовки к пиковому спросу грядущих гендерных праздников и Наурыза как самого важного праздника для казахстанцев
Как не упустить открывающиеся возможности и в дальнейшем поддерживать интерес к услугам и товарам, рассказывает Рустам Шакирзянов, директор по работе с агентствами в Казахстане в «Яндекс Рекламе».
К чему готовиться?
Главные праздники в начале года — День влюбленных, 8 Марта и, конечно, праздник прихода весны Наурыз. Еще недавно в этот список стоило бы включить и 23 Февраля, однако сейчас этот праздник многие заменяют Днем защитника Отечества, который приходится на 7 мая. Именно поэтому основные поисковые запросы февраля концентрируются на подарках для женщин.
В топ поисковых запросов входят цветы, ювелирные украшения, косметика и парфюмерия, кондитерские изделия. Кроме того, востребованы открытки, подарочные сертификаты и сувениры, причем интерес к ним растет. В преддверии 14 февраля прошлого года число поисковых запросов в категории открыток и сувениров выросло на 17% в сравнении с январем, а подарочные сертификаты искали на 31% чаще.
Мужчины, разумеется, тоже не остались без внимания. Чаще всего в качестве подарков для мужчин к 14 февраля искали уходовую косметику, инструменты и товары для спорта. В прошлом году заметно рос интерес к минимойкам (на 61% за месяц), мастер-классам по единоборствам (на 31%) и волейболу (на 26%).
Такие изменения поведения пользователей, разумеется, не означают, что нужно срочно включать в свой ассортимент цветы или парфюмерию. Это означает только то, что можно изменять тексты рекламных сообщений, продвигать смежные категории, комплементарные товары. Это позволит привлекать поисковый трафик в период пикового спроса.
Что ждет бизнес в Наурыз
Сейчас Наурыз стал самым масштабным и любимым праздником для жителей страны. По данным опроса «Яндекс Казахстан», к нему заранее готовятся 23% пользователей. Это праздник всеобщего обновления, символ того, что люди могут вздохнуть свободнее, потому что зима прошла. И хотя подарки не являются частью традиций, связанных с Наурызом, есть другие тренды пользовательского поведения, которые необходимо учитывать в этот период.
Традиционно этот праздник ассоциируется с полным дастарханом, гостями и угощениями. Поэтому люди активно ищут рецепты казахской кухни — количество связанных с этой темой запросов в марте прошлого года возросло на 226%. Увеличивается спрос на продукты питания, доставку готовой еды и бренд-запросы розничных сетей, ищут казахстанцы и точки раздачи плова и баурсаков. Теплая погода и большое число культурно-массовых мероприятий позитивно отражаются на интересе к путешествиям, загородным поездкам, посещению кафе, кинотеатров, концертов и выставок.
При этом необходимо учитывать локальную специфику. В период Наурыза это особенно важно, так как растет число запросов на казахском языке, причем, казахский язык используют даже те, кто говорит на русском. То, что запросы на казахском превалируют, можно и нужно учитывать в рекламных активностях. За счет этого можно правильно локализовать свои бренды и быть в контексте культурного кода нации и поля, на котором играет бизнес. В конце концов, этого хочет аудитория: по данным «Яндекса», 79% пользователей считают, что казахский язык должен быть в рекламе, а 33% будут рады видеть больше рекламы на казахском языке.
Золотые правила работы со спросом в праздники (и всегда)
-
Готовьтесь к пиковому спросу заранее, формируя узнаваемость бренда с помощью инструментов, которые работают на верхних уровнях воронки.
-
Используйте локальную специфику, подстраивайте активности под местные праздники и в эти периоды используйте казахский язык.
-
Используйте геосервисы: передвижение в праздники увеличивает активность использования карт — это дает возможность подсвечивать свой бренд и привлекать за счет сопутствующих интересов.