Сергей Веселов, АЦ Vi: «2013 год оказался для рекламного рынка лучше, чем ожидалось»
5 марта прошел IV Международный форум Connected TV & Digital media. В рамках одной из сессий, посвященной рекламным моделям, технологиям измерения и продвижения на ТВ и в цифровых медиа Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра Vi, рассказал о современном этапе развития рекламного рынка в России
Итогом 2013 года стал прирост в 10% на медиарекламном рынке
в России, что является хорошим результатом на фоне любой европейской страны, на
фоне Северной и Латинской Америки.
Источник: АКАР, AЦ Vi
Однако Сергей Веселов подчеркнул, что, при пересчете на доллары США, выясняется: в 2013 году Россия лишь немного превысила показатели докризисного максимума. И это по текущим ценам, то есть инфляция происходит внутри. Да еще без учета отношения рубля к доллару, изменение которого произошло в первые месяцы текущего года.
Источник: АКАР, AЦ Vi
Разные сегменты развиваются с разной скоростью. Самый большой прирост показал интернет – 27%. Но эта цифра ни о чем не говорит, скорее, эти данные можно назвать «средней температурой по больнице», отмечает Сергей. Например, контекстная реклама имеет 34%, а за ней следует кабельно-спутниковое телевидение с динамикой роста на 20%.
В целом, 2013 год был относительно успешным для российского рекламного рынка – был продемонстрирован один из самых высоких темпов роста в Европе. Однако динамика существенно замедлилась и была самой низкой за последние годы. Из особенностей стоит выделить тот факт, что сегменты медиарекламного рынка развивались крайне неравномерно. Прирост в 10% в рублях стал самым плохим результатом с 2000 года. Но все это не так страшно. По словам Сергея Веселова, российский рынок очень большой – четвертый в Европе и одиннадцатый в мире. Большой рынок совершенно логично не может расти на 30-40-50% в год, как было еще совсем недавно.
Особенно стоит обратить внимание на специфику интернет-рекламы, так как когда мы говорим 27% – эта цифра скрывает в себе несколько показателей. В США интернет-реклама делится на большое количество сегментов, а вот в России пока их выделяется всего два – контекстная и медийная. У этих двух сегментов совершенно разная природа и разная динамика. Если говорить о контекстной рекламе, то она стоит обособленно от всего медиарекламного рынка. С точки зрения источников финансирования – на 90% это бюджеты мелкого и мельчайшего бизнеса, которые невозможно привлечь в медиа. С точки зрения динамики – несопоставимо высокая динамика за счет средств не только на промо, но и на дистрибуцию, ценообразование.
В итоге, если прибавить к интернет-рекламе 34% контекста и 12% медийной рекламы, то мы увидим, что интернет-медийка выше рынка в целом. В медийной рекламе также есть сегмент медийной видеорекламы, который вырос за прошлый год на 60-70%.
Источник: АКАР, АЦ Vi
*кабельно-спутниковое ТВ
Этот год характерен тем, что очень хорошо показывает отношение рекламодателей к медийной рекламе. Сегмент жестко занял свою позицию, подчеркнул Сергей.
Расходы на медийную рекламу в интернете, включая видео, составили 7,3%, что сопоставимо с радио – 6%, и прессой – 6,7%. При сравнении с наружной рекламой (14,7%) – разница в два раза. Но надо отметить, что динамика очень высокая, так, например, в 2008 году на медийную интернет-рекламу приходилось 2,5% в сравнении с нынешними 7,5%.
Источник: АКАР, АЦ Vi
В 2011 и в 2012 годах показатели динамики продаж у самых крупных игроков на рынке были выше рынка в среднем и выше категории брендированных товаров. Они «отъедали» долю на рынке, но, отметим, что динамика постепенно снижается. В 2013 году динамика продаж самых крупных рекламодателей ниже других.
Источник: АЦ Vi
Значит, рекламодатели потеряли долю на рынке. Сергей Веселов отметил, что такого не случалось с 1999 года. Это произошло, продолжает он, по причине нежелания рекламироваться при достижении определенного статуса и узнаваемости на рынке. На данный момент российский рынок стоит на уровне 2003 года по расходам на рекламу.
Источник: АЦ Vi
Сергей Веселов подчеркнул, что в условиях стагнации даже временное сокращение рекламных затрат требует сверхинвестиций для восстановления рыночных позиций в будущем.
Прогноз на 2014 год
Эксперт отметил, что есть две точки зрения на рост рекламного рынка в России
в 2014 году:
1. около 10%;
2.примерно 3-4%.
Первая – общепринятая, вторая принадлежит аналитикам Vi. По словам Сергея
Веселова, все будет зависеть от состояния экономики.
Полностью презентацию можно скачать в разделе «Инфотека» DATA CENTER.