Более половины опрошенных селлеров страдали от «потребительского экстремизма»
Трое из пяти опрошенных продавцов на маркетплейсах пожаловались на «потребительский экстремизм» в 2024 г. Это действия покупателей или их объединений с целью получить выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях, пишут «Ведомости» со ссылкой на опрос, проведенный Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ, объединяет селлеров и владельцев пунктов выдачи заказов — ПВЗ).
Были опрошены предприниматели, которые работают на российских маркетплейсах Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» и других. Оказалось, что 51% продавцов сталкивался с «потребительским экстремизмом» более трех раз за год, каждый третий — от двух до трех раз в год. Например, в 2% случаев покупатели пытались вернуть муляж вместо товара, в 14% инициировали судебные споры. Также каждый четвертый шантажировал селлеров, обращаясь в государственные органы, или подавал судебный иск.
Кроме того, 58% продавцов столкнулись с тем, что покупатели возвращают товар после краткосрочного использования, почти все из таких жалоб касаются поношенной одежды и обуви. Смартфоны и другие гаджеты после использования возвращают в 35% случаев, ювелирные украшения и бижутерию — в 16%, еду и напитки — в 4%, детские товары — в 2%.