«Штрафы должны быть существенными»: власти и бизнес обсудили законопроект о штрафах в интернет-рекламе
Представители отраслевых организаций предложили ряд доработок инициативы, регламентирующей ответственность за нарушения порядка маркировки онлайн-рекламы. Им оппонировал один из авторов законопроекта Артем Кирьянов, заявивший, что санкции должны быть настолько существенными, чтобы все игроки рынка воспринимали их всерьез
Депутат Госдумы Артем Кирьянов, один из авторов законопроекта, предусматривающего ответственность за нарушение в маркировке интернет-рекламы, заявил, что штрафы для нарушителей должны быть «существенными». «Штрафы — это мера, которая дисциплинирует рынок, и здесь сразу могу сказать, что при таких объемах и в таком бизнесе говорить о том, что штрафы должны быть сопоставимы с размером предоставления отчетности в Росстат, — это неправильно. Конечно, штрафы должны быть существенны. Это должна быть санкция, которая будет восприниматься всеми игроками рынка всерьез», — говорит Кирьянов.
Такое заявление депутат сделал в ходе дискуссии «Штрафы и маркировка интернет-рекламы: как найти баланс в сложных для рынка условиях», прошедшей на площадке Общественной палаты РФ с участием представителей отраслевых организаций.
«Если мы говорим об агентствах, которые неспособны справиться с такими объемами штрафов за нарушение, а прежде всего они не способны справиться с объемами работы по соблюдению законодательства, с моей точки зрения, такие агентства либо должны укрупняться, вместе с коллегами работать, либо вообще искать себе другую нишу, другой источник дохода. Потому что мы в этом плане по данному закону не занимаемся благотворительностью», — отметил Артем Кирьянов.
Автор инициативы также прокомментировал предложение рынка ввести предупреждения для нарушителей в качестве меры наказания: «Работа с предупреждениями как предупредительной мерой может проводиться в рабочем порядке. Если есть готовность РКН и операторов, то, соответственно, в таком диалоге все это раскрывается. Формулировать какие-то смягчения с моей точки зрения неправильно до начало работы. Если мы увидим, что в работе что-то идет не так, то тогда можно вернуться к этому вопросу».
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) не согласились с мнением депутата. Президент организации Артем Соколов заявил, что введение предупреждений в качестве административной ответственности — адекватная мера, так как «законодательство не должно нести карательную функцию».
Сколов также высказался о необходимости диверсификации размера штрафов: «Сами по себе составы объединены в одну статью, и в ней как существенные нарушения вследствие виновных действий субъекта ответственности, так и нарушения связанные чисто с техническим порядком отражении информации. Мы считаем, что при определении размера ответственности нужно учитывать различия обстоятельств, мотивов, которыми обусловлены эти нарушения», — отметил Соколов. АКИТ предложил снизить минимальную планку штрафов для организаций и должностных лиц со 100 до 50 тыс. руб.
Глава Ассоциации развития интерактивной рекламы России (АРИР) Борис Омельницкий напомнил, что в 2021 г., когда разрабатывался закон о маркировке рекламы, ситуация на рынке и в обществе была другой и стояла задача «приземлить» зарубежных игроков и побудить их соблюдать российское законодательство. Но в 2022 г. все изменилось, и зарубежные игроки ушли с рынка и, по мнению АРИР, остались полностью лояльные игроки.
«Мы представили поправки к трем статьям, где предложили добавить меру наказания как предупреждение. Мы эти поправки, надеюсь, сегодня дооформим и отправим в Госдуму», — заявил Омельницкий.
АРИР также предложил установить срок вступления закона в силу не ранее 1 сентября 2024 г., предложение уже направлено в Госдуму.
Представитель комитета региональных и местных рекламораспространителей Татьяна Иванова обратилась отметила, что размеры административных штрафов уже не раз становились предметом разбирательств в Конституционном Суде, который еще в 2013 г., признавая ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не соответствующей Конституции, указал, что при установлении значительных по размеру административных штрафов законодатель обязан ввести и соответствующие правила назначения административных наказаний, которые позволили бы учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица.
Иванова также добавила, что спустя год судьи КС РФ сформулировали еще более широкие требования к законодателю: «внести изменения в КоАП, которые позволят применять к юридическим лицам за административные правонарушения справедливые и соразмерные характеру совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественному и финансовому положению, а также иным имеющим существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств».
Свои доработки законопроекта также озвучили представители Ассоциации блогеров и агентств (АБА), предложившие ввести в закон «О рекламе» статус информационного посредника. Такое нововведение призвано разграничить ответственность рекламодателей, рекламораспространителей и лиц, передающих промоматериалы по цепочке.
Госдума приняла законопроект о штрафах за нарушение маркировки рекламы в середине мая 2023 г. Перед этим отраслевые организации разработали предложения по доработке инициативы, среди которых было разграничение ответственности за разную степень нарушения закона и введение предупреждений для нарушителей. Теперь ассоциации будут готовить второе письмо с описанием поправок.