Скидки отошли на второй план при выборе товара для 63% россиян
Теперь потребители ищут удачное соотношение цены и качества

Почти две трети (63%) россиян больше не считают скидки важнейшим критерием при покупке товара. Главным фактором выгоды для них стал удачный баланс между ценой и качеством. Об этом говорится в исследовании аналитической платформы НАФИ «Тет-о-твет».
По словам аналитиков, понятие «выгода» трансформировалось в глазах российских покупателей. Вместе с 63% «ценителей баланса», 21% относятся к категории «оптовиков». Это те потребители, для которых «выгода» — возможность купить больше товара за меньшие деньги, например оптом или по акции «три по цене двух». Еще 11% — это «экономичные прагматики». Они считают выгодной покупку товара по максимально низкой цене.
В группе «ценителей баланса» чаще встречаются женщины, россияне старше 55 лет и люди со средним уровнем дохода. Среди «оптовиков» больше потребителей в возрасте 35-44 лет и жителей Урала. «Экономичные прагматики» — это, в основном, мужчины, а также молодые люди до 24 лет. Чаще они из регионов Сибири и Северного Кавказа, а их уровень дохода обычно низкий.
«Выгодное предложение или выгодная покупка — это субъективное восприятие клиентом ценности предложения по сравнению с затратами. И главная разделительная линия в типологии клиентов по восприятию выгоды проходит в приоритетных для человека смыслах слова “затраты”. Для кого-то это затраты денег, для кого-то – временные затраты или затраты усилий», — рассказал заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
Чаще всего покупатели совершают выгодную для них покупку в небольших сетевых супермаркетах — так ответили 53% опрошенных. Гипермаркеты стали наиболее удачным местом для 15% респондентов, а дискаунтеры отметили 13%. Интернет-магазины (8%), рынки и ярмарки (5%) и небольшие магазины у дома (5%) считают выгодными меньше 10% опрошенных.
«Динамика данных показывает стремление россиян перейти к меньшей частоте покупок продуктов питания — поэтому выгода, вероятнее всего, будет восприниматься не как экономия денег, а как сокращение затрат времени и усилий на покупку», — отметил Тимур Аймалетдинов.
Россияне стали реже ходить в продуктовые магазины за покупками. Так, в 2023 г. доля тех, кто бывал там ежедневно, достигала 47%. По итогам 2024 г. она снизилась до 42%. Теперь среди респондентов наиболее распространенным стал ответ «хожу несколько раз в неделю». Доля ответивших так поднялась с 41% в 2023 г. до 47% в 2024 г. Варианты «один раз в неделю» и «реже одного раза в неделю» отличаются лишь на 1 п.п. в годовом отношении.
В феврале этого года директор направления стратегических проектов, Аналитический центр НАФИ Ирина Гильдебрандт НАФИ представила исследование на «Продэкспо 2025», где рассказала о главных критериях качества продуктов для россиян.
Опрос проводился среди 6,1 тыс. россиян старше 14 лет из всех субъектов РФ