Банк-клиент. Крупнейшие рекламодатели финансового сектора
Большинство банков увеличили бюджеты в 2013 году по сравнению с предыдущим годом и снизили в кризисном 2014 году
AdIndex сравнил рекламные инвестиции банков, опубликовавших отчетность по МСФО за 2014 год, с размером убытка или прибыли по отношению к капиталу (ROE, или рентабельность собственного капитала). Для удобства рассмотрения рекламодатели финансового сектора были разбиты на четыре группы в зависимости от величины бюджетов.
1 группа. Бюджет более 1 млрд рублей
В первой десятке лидирующих по затратам на рекламу банков наблюдается значительный разброс – как в динамике бюджетов за последние три года, так и по размерам прибыли. Так, у шести компаний (Сбербанк, Внешэкономбанк, Тиньков Кредитные системы, Банк Москвы, Восточный Экспресс и Газпромбанк) движение затрат в период 2012-2014 годов происходило нелинейно – рост в 2013 и снижение в 2014 году. У четырех (ВТБ, Альфа-Банк, Россельхозбанк и Совкомбанк) тенденция роста сохранилась и в кризисном 2014 году. При этом убыточной по результатам прошлого года оказалась работа также четырех банков из десяти: Внешэкономбанка, Газпромбанка, Банка Восточный Экспресс и Россельхозбанка. У последнего это произошло на фоне роста рекламных бюджетов. Самый серьезный убыток понес Внешэкономбанк, его потери составили почти 250 млрд рублей. Доля рекламных расходов в этой сумме незначительна – всего 1%. Зато у ВТБ маркетинговые инвестиции на порядок превысили прибыль – 8,8 млрд рублей против 0,8 млрд рублей. Самый крупный рекламодатель на российском финансовом рынке – Сбербанк – направил на собственное продвижение в 2014 году 9,6 млрд рублей, что составляет почти 25% всех расходов на рекламу в исследуемом сегменте (42 млрд рублей). С учетом того, что главным рекламным драйвером 2014 года стала Сочинская олимпиада, где Сбербанк был одним из крупнейших финансовых патронов, снижение рекламного бюджета по сравнению с 2013 годом на 600 млн рублей демонстрирует явную маркетинговую осторожность банка в кризисном 2014 году.
№ | Банк | 2014 год | 2013 год | 2012 год | Отношение чистой прибыли (убытка) к среднегодовой величине капитала банка, % | Отношение величины рекламных бюджетов к прибыли (убытку) | Прибыль/убыток по МСФО, млн рублей | Место по размеру активов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Сбербанк | 9600 | 10200 | 9600 | 14.9 | 3% | 290300 |
1 |
2 | ВТБ | 8800 | 8200 | 7200 | 0.1 | 1100% | 800 |
2 |
3 | Внешэкономбанк* | 2777 | 2807 | 2307 | -65.7 | -1% | -249656 |
N/a |
4 | Альфа-Банк | 1478 | 1259 | 671 | 0.7 | 117% | 1268 |
7 |
5 | Тиньков Кредитные системы | 1394 | 1768 | 1286 | 18.5 | 39% | 3575 | 49 |
6 | Банк Москвы | 1300 | 1426 | 943 | 1.3 | 54% | 2400 | 7 |
7 | Россельхозбанк | 1230 | 977 | 609 | -22.5 | -3% | -47928 | 5 |
8 | Совкомбанк | 1195 | 1009 | 931 | 8.6 | 114% | 1046 | 35 |
9 | Восточный Экспресс Банк | 1115 | 1481 | 1245 | -46.6 | -10% | -10706 | 38 |
10 | Газпромбанк | 1101 | 1962 | 1733 | -3.3 | -8% | -13698 | 3 |
*Включая расходы на маркетинг и исследования
Место по размеру активов по данным Рус Рейтинг
Если сопоставить десятку лидеров по интересующим нас затратам и по размерам
собственного капитала, становится очевидно, что эти характеристики не зависят
друг от друга. Далеко не все щедрые на рекламу банки входят в ТОП-10 по другим
финансовым показателям – например, Совкомбанк и Банк Восточный Экспресс
занимают 35-е и 38-е места соответственно, а Тиньков Кредитные системы
находится и вовсе на 49-м месте по размеру активов. По мнению Дениса
Александрова, директора по развитию группы компаний "Игроник", в
международной практике показатель успеха не просто прибыль, а прибыльный
рост. Эксперт полагает более правильным учитывать динамику доходов банка, а
также другие показатели бизнеса.
2 группа. Бюджет 500 млн рублей – 1 млрд рублей
Во второй десятке дела обстоят намного лучше – убыточная компания здесь всего одна: 8.4% собственного капитала потерял «Хоум Кредит Банк», причем произошло это несмотря на попытки почти вдвое сократить рекламный бюджет. В этой же десятке, правда, находится и «Банк Траст». Его санация проводится Финансовой корпорацией «Открытие», так что по результатам 2015 года последняя вряд ли покажет столь утешительные, как в этом году, результаты по прибыли (+14% по отношению к величине собственного капитала). Динамика рекламных бюджетов во втором маркетинговом эшелоне за трехлетний период здесь также выражена не явно – у половины банков заметно их увеличение в 2014 году, у других пяти – уменьшение. Не прослеживается здесь и характерный для предыдущей группы лидеров принцип увеличения затрат в 2013 году: у четырех банков они наоборот снизились по сравнению с 2012 годом.
№ | Банк | 2014 год | 2013 год | 2012 год | Отношение чистой прибыли (убытка) к среднегодовой величине капитала банка, % | Отношение величины рекламных бюджетов к прибыли (убытку) | Прибыль/убыток по МСФО, млн рублей | Место по размеру активов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
11 | Траст* | 1100** | 711 | 846 | -33.3 |
6% |
-17611 | 26 |
12 | Югра | 956 | 410 | 37 | 14 | 55% | 1746 | 35 |
13 | Райффайзенбанк | 864 | 1090 | 728 | 7.1 | 11% | 7671 | 13 |
14 | Московский кредитный банк | 841 | 571 | 507 | 10.1 | 15% | 5569 | 15 |
15 | ФК Открытие | 804 | 271 | 451 | 4 | 14% | 5882 | 6 |
16 | Промсвязьбанк | 774 | 935 | 913 | 3.4 | 34% | 2305 | 11 |
17 | Хоум Кредит Банк | 679 | 1074 | 1128 | -8.4 | -15% | -4524 | 28 |
18 | Бинбанк | 651 | 655 | 345 | 18.9 | 14% | 4635 | 18 |
19 | Пробизнесбанк (группа Лайф) | 610 | 563 | 635 | 3.4 | 26% | 2305 | 11 |
20 | Лето Банк | 601 | 516 | 6 | -54.4 | 11% | -5250 | 87 |
21 | UniCredit Bank | 540 | 584 | 451 | 13.7 | 3% | 18819 | 10 |
*Санируется ФК Открытие
3 группа. Бюджет 100-500 млн рублей
Следующая группа более крупная, в нее вошли 17 банков с затратами от 100 до 500 млн рублей. Именно эта группа оказалась наиболее уязвимой в кризисный период – убытки в 2014 году здесь понесли 48% компаний. Примечательно, что большинство банков этой группы (53%) увеличили расходы на рекламу в 2014 году, а у 29% тенденция увеличения наблюдалась в течение всего рассматриваемого периода 2012-2014 годов. При этом анализ трехлетней динамики показывает, что в 35% случаев затраты на рекламу снизились в предыдущем 2013 году.
№ | Банк | 2014 год | 2013 год | 2012 год | Отношение чистой прибыли (убытка) к среднегодовой величине капитала банка, % | Отношение величины рекламных бюджетов к прибыли (убытку) | Прибыль/убыток по МСФО, млн рублей | Место по размеру активов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
22 | Русский стандарт | 386 | 1162 | 791 | -64.9 | -2% | -15888 | 20 |
23 | Уралсиб | 383 | 337 | 460 | -24.7 | -4% | -9505 | 25 |
24 | Глобэкс Банк | 315 | 198 | 162 | -30.1 | -4% | -8002 | 30 |
25 | Инвестторгбанк | 292 | 167 | 180 | 5.9 | 45% | 642 | 59 |
26 | Мособлбанк* | 283 | 172 | 97 | -1.7 | -2% | -14757 | N/a |
27 | Московский индустриальный банк | 249 | 260 | 336 | N/a | N/a | N/a | 41 |
28 | OTП Банк | 239 | 331 | 273 | -9.3 | -10% | -2348 | 47 |
29 | БФГ Кредит | 233 | 180 | 48 | 50 | 10% | 2299 | 94 |
30 | Связь Банк | 232 | 366 | 238 | -3.7 | -28% | -834 | 23 |
31 | Банк Российский кредит | 188 | 137 | 2 | 0.7 | 26% | 713 | 50 |
32 | СМП Банк | 184 | 141 | 170 | 437.2 | 0% | -49391 | 32 |
33 | МТС-Банк | 168 | 182 | 126 | -39.8 | -1% | -13043 | 44 |
34 | Абсолют Банк | 161 | 195 | 209 | 7.3 | 9% | 1881 | 39 |
35 | Возрождение | 158 | 140 | 121 | 5.2 | 13% | 1204 | 39 |
36 | Петрокоммерц | 152 | 317 | 258 | -22.9 | -3% | -5867 | 37 |
37 | Локо-Банк | 139 | 81 | 85 | 5.5 | 24% | 590 | 72 |
38 | Банк Санкт-Петербург | 122 | 192 | 121 | 9.7 | 3% | 4796 | 16 |
39 | МДМ Банк | 118 | 75 | 69 | 1.5 | 23% | 521 | 24 |
40 | Интеза | 115 | 120 | 34 | 0.1 | 767% | 15 | 82 |
41 | Интеркоммерц Банк | 110 | 46 | 29 | 13.5 | 16 | 706 | 75 |
*Санируется СМП-Банком
4 группа. Бюджет менее 100 млн рублей
И наконец, самая многочисленная четвертая группа – 19 организаций с самыми скромными бюджетами. Удивительно, но по финансовым результатам самой благополучной выглядит именно она – убытки в 2014 году понесли всего 10% банков. Более половины из них (53%) урезали рекламные бюджеты в 2014 году, и у 26% прослеживается динамика снижения в последние три года.
№ | Банк | 2014 год | 2013 год | 2012 год | Отношение чистой прибыли (убытка) к среднегодовой величине капитала банка, % | Отношение величины рекламных бюджетов к прибыли (убытку) | Прибыль/убыток по МСФО, млн рублей | Место по размеру активов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
42 | СКБ Банк | 97 | 187 | 374 | -2.7 | -44% | -222 | 62 |
43 | Зенит | 92 | 104 | 121 | 5.6 | 6% | 1636 | 31 |
44 | ДельтаКредит | 80 | 58 | 55 | 16.9 | 3% | 2786 | 56 |
45 | Татфондбанк | 75 | 86 | 62 | -8.7 | -8% | -889 | 45 |
46 | Новиком Банк | 62 | 57 | 39 | 5.7 | 10% | 592 | 34 |
47 | Нордеа Банк | 58 | 100 | 106 | 11.5 | 2% | 3634 | 21 |
48 | Банк Российский Капитал | 52 | 42 | 63 | 2.3 | 37% | 139 | 43 |
49 | Первобанк | 39 | 27 | 25 | 1.3 | 64% | 61 | N/a |
50 | Центр-Инвест | 36 | 29 | 26 | 11.5 | 3% | 1107 | 70 |
51 | РосЕвроБанк | 35 | 64 | 81 | 10.2 | 2% | 2154 | 52 |
52 | БФА Банк | 34 | 45 | 29 | 2.7 | 13% | 254 | 71 |
53 | Сетелем Банк | 34 | 17 | 11 | 0.4 | 83% | 41 | 64 |
54 | Транскапиталбанк | 34 | 33 | 32 | 10.3 | 2% | 1832 | 46 |
55 | Внешпромбанк | 27 | 49 | 38 | 5.3 | 4% | 679 | 36 |
56 | Уральский банк реконструкции и развития | 20 | 35 | 15 | 4.1 | 4% | 473 | 33 |
57 | Союз | 15 | 23 | 49 | 4.6 | 3% | 496 | 79 |
58 | Анталбанк | 13 | 3 | 15 | 60 | 2% | 708 | 165 |
59 | Экспобанк | 6 | 6 | 12 | 22.4 | 0% | 1555 | 89 |
60 | Пересвет Банк | 5 | 3 | 5 | 21 | 0% | 3093 | 57 |
61 |
Нота Банк |
5 |
16 |
3 |
9.4 |
1% |
820 |
77 |
62 |
Финсервис |
4 |
1 |
0 |
14 |
1% |
458 |
88 |
Совокупные инвестиции рассмотренных финансовых компаний в рекламу и маркетинг в 2014 году составили 42 млрд рублей (в 2013 и 2012 гг. эти значения достигли 43 и 37 млрд рублей соответственно) . По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, весь рекламный сегмент 2014 года оценивается в 400 млрд рублей. Таким образом, на банковский сектор пришлось более 10% всего рекламно-маркетингового рынка.
По прогнозам Дениса Александрова из ГК "Игроник", к настоящему моменту крупнейшие игроки консолидировались, переработали свои маркетинговые планы и понимают, что нужно бороться за долю рынка, в том числе с помощью рекламных инвестиций. Ожидается, что 2015 год будет стремиться к показателям 2014 года.