Визуальные эффекты фильма «Мастер и Маргарита»: как создавались образы героев и виртуальная модель Москвы
Фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина, снятого по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова, отличает большое количество визуальных эффектов, разработанных для погружения зрителя в атмосферу романа. Созданием графики в нескольких сценах и супервайзингом всего фильма занималась студия 1-2-3 VFX «Газпром-Медиа Холдинга». Главный супервайзер студии Александр Петров рассказал, как создавались образы героев и виртуальная модель Москвы. Материал 18+
Москва в двух реальностях
Для фильма создали виртуальную модель Москвы 1930-х годов. В частности, в картине появляется огромный Дворец Советов, который в реальности так и не создали. Для этого команда студии изучала генплан 1935 года.
Герои живут в двух мирах — реальной Москве и фантасмагорической столице из романа. Старой Москвы, с расширяющимися проспектами и стройкой большого коммунизма уже нет, а фантасмагорической никогда и не существовало — проекты из генплана 1935 года так и остались на бумаге. “Построили” фантастическую Москву с помощью компьютерной графики. В фильме особенно ярко результаты этой работы видны в сценах первомайской демонстрации и полета Маргариты.
Съемки проходили в Петербурге, а на экране зритель должен был увидеть столицу. Москву добавляли с помощью графики.
В обычной ситуации режиссер или оператор поехали бы на место съемок, выбрали подходящую улицу, исходя из композиции в кадре и возможностей. Мы же поступаем иначе и создаем огромное количество сетов, которые формируют нам нужную улицу. Расставляем дома по кадру так, как хочет видеть режиссер. То есть выступаем художником-постановщиком, только с помощью электронно-вычислительных машин.
Много референсов подбирали просто для того, чтобы понять, как эта улица будет выглядеть в будущем. Тверскую улицу, которая задумывалась по сюжету, перекрыть невозможно, поэтому приходилось дорисовывать Москву.
Также применили иной подход к съемкам с использованием хромакеев и доработкой фонов по обратной стороне улицы с дорисовкой домов и самого парада. Раньше понадобилась бы огромная массовка с тысячами людей на площадке. Соответственно, использование графики уменьшает финансовые вложения.
К примеру, 3D-модель дома один человек делает порядка двух-трех недель. На противоположной стороне улицы, вдали, порядка 20 домов — это для него около десяти месяцев работы.
Голова Жоржа и платье Маргариты
В фильме было много и других творческих задач. Например, в студии 1-2-3 VFX «Газпром-Медиа Холдинга» делали сцену, где зритель впервые видит платье Маргариты, которое появляется на ней перед полетом над Москвой.
У нас было несколько концептов. В какой-то момент это было «дымное» платье, в какой-то момент были концепты чего-то более материального, будто сшитого, были даже какие-то кристаллы, летающие вокруг Маргариты.
Кроме этого, в студии 1-2-3 VFX разрабатывали модель головы Жоржа Бенгальского в исполнении актера Игоря Верника, которую по сюжету кот Бегемот отрывал у героя во время представления в театре «Варьете». На создание модели головы героя Верника ушло около трех месяцев, ее сделали в сорока разных состояниях — улыбающуюся, хмурящуюся, поднимающую брови.
Насмотренность хорошо позволяет нам видеть все неточности на подсознательном уровне. Если что-то сделано нечестно, неправильно, человек видит подвохи. Порядка четырех месяцев у нас ушло на создание ассета с головой Верника. Когда мы его анимировали, например, начинали видеть, что бровь пошла не туда, а вот здесь морщинки у реального Верника немножко другой формы. Даже малейшие детали заставляют нас верить в то, что все реалистично.