RevOps или модный revenue-фреймворк: как бизнесу увеличить прибыль без вложений в маркетинг
RevOps, или Revenue Operations, – тренд, который уже внедряют в свои бизнес-модели быстроразвивающиеся компании. Суть фреймворка – увеличение прибыли компании путем оптимизации внутренних процессов. Александр Трибунский, директор стратегического направления Demis Consult, рассказал, почему классическая воронка продаж уже не работает, что такое RevOps-подход и каких результатов с его помощью можно достичь
RevOps снижает расходы и увеличивает производительность труда, создавая систему, которая объединяет все отделы, но исключает дублирование процессов. Как это выглядит на практике?
Как правило, путь клиента представляют линейно:
(нажмите на изображение, чтобы его увеличить)
Но на самом деле он намного сложнее:
Путь клиента усложнился быстрее, чем подстроились компании. Больше половины (54%) клиентов отмечают, что им приходится взаимодействовать минимум с тремя департаментами вместо одного. И часто функции департаментов имеют пересечения, задачи дублируются и отнимают часть ресурсов команды.
Что сейчас происходит на рынке
1. Фокус на стратегию удержания клиентов
Высокая конкуренция за трафик и перегрев рынка, усложнение пути клиента, тренд на персонификацию рекламы и клиентского опыта стали следствием того, что на место стратегии привлечения аудитории приходит стратегия удержания.
Раньше во главу продвижения ставили охваты и конверсию, сейчас — удержание клиентов и их вовлеченность. Ключевыми факторами, на которые компании делают акцент, стали:
-
CX — клиентский опыт.
-
CRM — управление отношениями с клиентами.
-
CDP — платформа данных о клиентах.
-
CJM — путь клиента.
-
UX — пользовательский опыт.
-
Usage — потребности и привычки клиентов.
Эффективность работы измеряется такими метриками, как Retention Rate (коэффициент удержания клиентов), Churn (коэффициент оттока), LTV (жизненный путь клиента).
Именно эти показатели влияют на прибыль и отличают бизнес с долгосрочными перспективами. Клиенты, которые стали постоянными, рекомендуют и продвигают ваш продукт.
2. Переход из BigData в BigOps
Развитие и давление маркетинговых и sales-технологий, растущие объем и значение данных, бурно меняющаяся среда требуют упорядочивания данных и автоматизации обмена для отделов компании. Такой экосистемой является BigOps.
BigOps используют данные для пользы бизнеса: интеграции в операционные процессы для их оптимизации и улучшения клиентского опыта. Они не просто хранятся в одном месте, а становятся доступны релевантным отделам. Например, портрет покупателя важен не только для департамента маркетинга, но и для отдела продаж и клиентского сервиса.
При введении RevOps бизнес получает четкую структуру. Каждый участник команды работает над своей целью, при этом синхронизируя задачи с другими.
Почему стоит внедрять RevOps в бизнес-процессы
Любой продукт сегодня — это сервис + продукт! То есть помимо товара или услуги всегда есть пользовательский опыт, на котором сейчас бизнесу стоит держать фокус.
-
Отдел маркетинга помогает разобраться в продукте и сделать выбор.
-
Отдел продаж напоминает о продукте и предоставляет необходимую информацию.
-
Служба поддержки помогает разобраться с использованием и решает проблемы.
И тут встает вопрос: разве продажи не помогают с выбором и не решают проблемы? Так же как маркетинг напоминает о продукте. В функциях и ответственности присутствует множество пересечений.
Но если каждый участник процессов будет выполнять только прямые задачи — скорость достижения целей возрастает. RevOps — выделенная бизнес-функция в компании, которая отвечает за синхронизацию и синергию всех отделов, отвечающих за генерацию прибыли в компании.
В основе подхода три главных составляющих:
-
люди;
-
процессы;
-
дата и софт.
На Западе это быстрорастущий тренд. Уже сейчас более 40% компаний работают по модели RevOps. По данным Gartner Itc, к 2025 году этот показатель вырастет до 75%. В то время как в России практически нет упоминаний о подходе и полностью отсутствуют вакансии для RevOps-специалистов.
Какие задачи закрывает RevOps
Каждое направление имеет свои процессы. Суть RevOps-подхода в их структурировании и оптимизации:
-
Data-менеджмент: администрирование, инфраструктура, доступность, чистота.
-
KPI и отчетность: разработка, контроль выполнения метрик и отчетность, прогнозирование.
-
Оркестровка Rev-процессов: описание и оптимизация процессов, синхронизация отделов, согласование целей и задач, мотивация.
-
Путь клиента и цикл жизни: Customer Journey Mapping, сегментация, оптимизация и улучшение клиентского опыта.
-
Поддержка и развитие: Sales enablement, онбординг, обучение.
-
Программное обеспечение: поиск, оценка, внедрение, обучение, контроль использования, интеграции.
-
Стратегия: постановка целей и задач, участие в разработке GTM, анализ.
При RevOps-подходе классическая воронка продаж с конечной целью перевода конверсии в продажу трансформируется в маховик продаж, где работает цепочка: привлечение —> вовлечение —> восхищение.
Это клиентоцентричная модель роста бизнеса с фокусом на рекомендацию — цикл не завершается покупкой. Одна продажа стимулирует несколько других и запускает процесс дальнейшего развития.
Ключевыми параметрами маховика являются сила и трение.
Сила — процессы, которые разгоняют маховик на системном, а не разовом уровне.
Трение — узкие места системы и перекосы, которые замедляют маховик.
Как работать с маховиком продаж
Как работает цепочка привлечение —> вовлечение —> восхищение?
На привлечение влияют реклама и лидогенерация, в том числе создание реферальной программы на привлечение лидов, консультации и первичные касания отдела продаж.
Силами в данном случае будут маркетинговая активность (высокие охваты в SMM, правильно подобранные инфлюенсеры и пр.), а трения могут возникать при наличии негативных отзывов и некорректно работающем сайте. В таком случае для повышения эффективности работы маховика продаж трения должны быть минимизированы или полностью устранены.
На вовлечение будут работать прогревы при помощи вебинарных/контентных воронок, продажи и поддержка новых клиентов.
Сильными сторонами могут быть правильная упаковка материалов, брендинг и выстроенный процесс продаж. А трение возможно при непонятном ценообразовании или функциях продукта. Важно работать с возражениями и максимально полно раскрывать информацию о товаре или услуге.
Восхищение строится на велком-цепочках и онбординге. Дополнительные бонусы, которые клиент может получить после покупки, контентная поддержка, которая помогает узнать больше о свойствах продукта и показывает все варианты применения и решения возможных задач, проактивная поддержка — все это запускает процесс дальнейших продаж и рекомендаций.
Здесь силами могут выступать база знаний службы поддержки и мотивация на UpSale, а трением — слишком длительный период поддержки и сам по себе слабый продукт. В данном случае для оптимизации можно рассмотреть создание дополнительных продуктов и лидогенерацию на теплую базу, тем самым запуская новый цикл.
Силы дают бизнесу ряд преимуществ:
-
Выстраивание inbound-маркетинга.
-
Отстроенные онбординг и прогрев лидов.
-
Поддержка клиентов 24/7.
-
Дополнительная мотивация продаж на скорость ответа.
-
Упрощение и ускорение пользовательского пути.
А трение, напротив, замедляет маховик продаж и подсвечивает слабые места, нуждающиеся в доработке.
Маркетинг: сложный пользовательский опыт, отсутствие welcome-цепочки, необоснованные цены, скрытые платежи, негативные отзывы.
-
Продажи: долгий ответ, отсутвие автоматизации.
-
Аккаунтинг/поддержка: плохие инструкции, долгий отклик, общение с многими людьми.
-
Внутреннее трение: конфликты между отделами, разрозненная система хранения данных, текучка.
Как внедрить методологию RevOps
Внедрение RevOps позволит:
-
ускорить масштабирование;
-
структурировать процессы;
-
устранить конфликты в команде;
-
создать единую тех-систему для всех отделов.
Для выравнивания внутренних процессов важно подписать договор по взаимодействию Service Level Agreement (SLA) — соглашение об уровне обслуживания. Это документ, который доносит конкретный вклад отделов в генерацию прибыли и согласовывает цели отделов.
Первый шаг. Выявление не просто лидов, а квалифицированных лидов.
Перед созданием SLA важно знать конверсию из лидов в MQL и SQL, где
-
Marketing Qualified Leads (MQL) — лиды, подтвердившие интерес на уровне маркетинга (совпадение с портретом ЦА, заполнение доп. формы и т. д.).
-
Sales Qualified Leads (SQL) — лиды, подтвердившие интерес на уровне продаж (интерес в первичных переговорах, наличие бюджета и т. д.).
Второй шаг: Согласование.
Например, каждый месяц маркетинг будет предоставлять 1000 MQL, а продажи свяжутся с каждым из этих лидов в течение 24 часов с момента получения и заполнят CRM.
Третий шаг. Оптимизация и доработка.
Как правило, RevOps начинается с маркетинга. И далее внедряется во все процессы.
С чего начать
0. Выделение revenue-роли в компании.
1. ALignment — синхронизация команд (подписание SLA + Revenue-синхронизация).
2. Детальная CJM + revenue-аудит (силы и трение). Работа над трением.
3. Работа с процессами и data-менеджмент.
4. Замер ключевых KPI, необходимых для роста NPS и прибыли.
5. Внедрение/интеграция софта.
6. Оценка результата и повтор цикла.
Какие потенциальные результаты может принести RevOps?
-
Увеличение эффективности продаж на 10–20%.
-
Увеличение скорости роста на 19%.
-
Увеличение прибыли на 15–20%.
-
Увеличение ROI маркетинга на 100–200%.