Доверие – двигатель торговли. Где его найти в интернете?
Обзор рекомендательных сервисов
Digital-маркетинг сегодня занял законное первое место в процессе взаимодействия с аудиторией. В век цифровых технологий это явление понятно и не удивительно. Кто из нас в разработке рекламной кампании продукта или долгосрочной стратегии продвижения бренда не руководствовался уверенностью в большей эффективности цифровых каналов продвижения над, скажем, наружной рекламой?
Мы же расскажем вам о новых местах «клева», где доверие к
продвигаемому вами бренду будет наивысшим.
Итак, поставим себя на место нашего потенциального клиента. Каждый день на него
обрушивается поток информации из многочисленных интернет-источников разного
назначения – наших потенциальных рекламных площадок.
Пресыщенность пользователя и обилие завуалированных
рекламных сообщений ставят во главу угла доверие ресурсу и контенту.
Пользователь стал менее восприимчив к контекстной рекламе, к спец-размещениям в
поисковой выдаче – в своем выборе он все больше предпочитает ориентироваться на
свой опыт и конфиденциальные рекомендации.
Эта тенденция отторжения рекламной информации на фоне обилия товаров и услуг,
близких или равнозначных по своему качеству и ценовой категории (и, в связи с
этим, достаточно серьезная проблема выбора), породили новый тренд в
интернете – тренд пользовательских рекомендаций. Ценность рекомендательных
сервисов заключается в том, что, представляя из себя полноценный каталог,
сервис помогает облегчить выбор пользователя, ориентируясь лишь на его личный
вкус и рекомендуя ему именно то, что с большей степенью вероятности ему
понравится. Как это работает? Все довольно просто, рекомендации даются исходя
из математической модели, в соответствии с оценками людей схожих вкусов. Чем
больше оценок поставлено пользователем, тем более точную рекомендацию он
получит.
Рекомендательный сервис позволяет, экономя время и деньги на ошибку, найти продукт по своему вкусу. Подобный сервис внедряют как в интернет магазинах, так и в некоторых социальных сетях. В частности, такой гигант, как amazon.com, около 38% своей выручки получает за счет продажи товаров по рекомендациям (квартальная выручка Amazon составляет более $70 млн). Это вполне логично, ведь у современного человека слишком мало времени и много дел, чтобы тратить полтора часа на фильм, рекламой которого завешен весь город, но который, в итоге, ему не понравится, или переслушивать сотни треков прежде чем найти пять достойных плей-листов. Эта функция, безусловно, является одной из самых полезных разработок современности. Некоторые рекомендательные сервисы, такие как лидер западного рынка Netflix, занимающийся онлайн и почтовым прокатом видео в США, насчитывающая сегодня 23 млн клиентов, давно перешли на коммерческие условия предоставления рекомендаций, взимая абонентскую плату за использование ресурса (квартальная выручка Netflix составляет более $800 млн). Рекомендательные сервисы ценят доверие пользователей, не мешая рекомендации с проплаченной интегрированной в поисковую выдачу рекламой, но позволяя рекламодателю полностью реализовать свой потенциал в прямой рекламе или, наиболее популярном сейчас интерактиве с пользователем: спецпроектах, играх, конкурсах и прочем. Этот факт делает их уникальной рекламной площадкой, проецирующей доверие клиента на рекламируемый продукт.
Что касается России, наш рынок рекомендательных сервисов на данный момент может похвастаться лишь одним уникальным рекомендательным ресурсом - Imhonet.ru. Созданный в 2006 году ресурс за время своего существования собрал более 35 млн оценок и более 600 тыс. отзывов. Особенность заключается в том, что, в отличии от западных аналогов, Imhonet.ru является мультикатегорийным ресурсом, имея одну из самых полных баз в категориях книг, фильмов и игр, и предоставляя весьма точные рекомендации по данным продуктам. Интересно, что сервис совмещает функции рекомендательного движка и социального ресурса.
В прошлом году Imhonet.ru показал активный скачок в посещаемости, достигшей 150 000 уникальных пользователей в сутки и 4 000 000 просмотров страниц в неделю. Такой рост связан с хорошей индексацией ресурса поисковыми системами после выхода новой версии сайта летом 2011 г. И, как следствие, был замечен рекламными агентствами и прямыми рекламодателями не только, как перспективная рекламная площадка, но и как новая для России категория интернет сервисов.
График роста посещаемости
Столь активная динамика говорит о дошедшем и до России
тренде по использованию рекомендательных сервисов, что дает профессионалам
рекламных и маркетинговых технологий еще один инструмент к продвижению.
Инструмент, использующий в поддержке продаж самый мощный и ценный потенциал –
доверие покупателя.