Как это работает: репортаж со съемок нового сериала телеканала «Супер»
18 февраля на телеканале «Супер» (входит в «Газпром-медиа») стартует премьера сериала «ИП Пирогова», съемки которого завершились в декабре, в канун Нового года. Это четвертый собственный проект развлекательного канала, запущенного в начале 2018 года. Сериал повествует о женщине, открывшей свой кондитерский бизнес после того, как она лишилась средств к существованию из-за разрыва с мужем. «Супер» ориентирован преимущественно на женщин 25-35 лет, и создатели проекта считают, что история о семейном бизнесе будет интересна зрителям, поскольку в последнее время стала актуальной для России. AdIndex побывал на съемочной площадке и узнал, как создавался образ главной героини, как подбираются референсы для съемок и как кондитеры делают заготовки для кино-тортов, а телевизионщики — для интеграции в сериал брендов
В момент нашего прихода на съемочной площадке ведется застройка декораций: внутри огромного павильона находится небольшая коробочка, вмещающая в себя квартиру главной героини и двор ее дома. Актеры собрались на кухне и репетируют сцену: «А как проявляется аллергия на еду? Обморок?» — «Удушье». Ежеминутно то к одному артисту, то к другому подбегает гример и начинает усердно работать кисточками. В это время техническая команда выставляет свет, операторы настраивают камеры, а реквизиторы создают пространство
За пределами декораций находится режиссер и следит за кадром: правильно ли расположена камера, на своих ли местах актеры, попадают ли в кадр необходимые декорации, каким получается эмоциональный окрас сцены. В какой-то момент звучит команда: «Актеры — по местам». Все, кроме действующих лиц, выходят из кадра. «Тишина. Мотор!». Движение за пределами сцены прекращается. Никто не смеет пошевелиться, слышно только, как капает кулер в дальнем углу павильона. Идет съемка нового сериала «ИП Пирогова».
Особое отношение к тортам
Продюсированием проекта занимается собственная студия телеканала, которой управляют известные продюсеры Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк, Денис Жалинский, создавшие не один популярный теле- и кинопроект в рамках студии Yellow, Black and White. По словам генерального продюсера проекта Виталия Шляппо, новый сериал — история «не про тортики, а про людей, которые оказались в непростой ситуации». Сниматься в проекте пригласили Александра Панкратова-Черного, звезду сериала «Кухня» Елену Подкаминскую, а также Василину Юсковец, Александра Константинова, Елену Валюшкину и других.
Онлайн — вперед
Премьера сериала на телеканале «Супер» состоится 18 февраля 2019 г. В интернете «ИП Пирогова» появится до показа на ТВ — отснятые серии будут доступны по подписке на платформах «ТНТ Премьер» и Start.ru. Затем одновременно с запуском в эфире сериал появится на сайте канала. YouTube планируется использовать, в первую очередь, как инструмент промо.
Режиссер проекта Антон Маслов снял такие сериалы, как «Фитнес», «Бесстыдники» и два сезона «Отель Элеон». Кроме того, он работал над рекламой ряда брендов. По словам режиссера, съемки рекламы дают ему возможность поработать с интересными операторами и новейшей техникой, тогда как кино и сериалы больше привлекают драматургическим материалом и артистами.
Съемки «ИП Пироговой»
Некоторые режиссерские приемы из рекламных проектов Маслов использует и в производстве сериалов. Например, у съемочной группы есть мудборд с множеством прикрепленных к нему фотографий тортов и пирожных. Так команда проекта может быстрее понимать поставленную задачу: какие нужны ракурсы, освещение и цвета сцен с кондитерскими изделиями.
Антон Маслов, режиссер
Сценам с едой в сериале уделяется большое внимание — команда выделила три дня для съемок кондитерских изделий. В этот период актеры на площадку не приглашались: в кадре были только дублеры рук — повара и кондитеры, которые профессионально готовили и украшали десерты.
Актерам предстояла отдельная подготовка к съемкам сцен с едой. Елена Подкаминская занималась с шеф-поваром, чтобы органично смотреться в кадре как кулинар. В первую очередь актриса училась «ставить руки»: профессионально взбивать, раскатывать тесто, держать миксер и даже разбивать яйца. «Был день, когда я не могла разбить яйцо. Повара разбивают их об стол, о край посуды. У меня не получалось, потому что я стремилась сделать это максимально легко, чтобы это было эстетично и профессионально. Но это должны быть отработанные действия, которые ты выполнила тысячу раз».
Елена Подкаминская, исполнительница главной роли
Кондитер в кадре
В одной из сцен «ИП Пироговой» пригласили сняться известного российского кондитера Рената Агзамова. В сериале он играет сам себя. По сюжету, главная героиня должна приготовить торт для свадьбы своей клиентки, однако мать невесты хочет заказать десерт у звезды кулинарии. В сериале Ренат Агзамов снимается в первый раз, но ему не привыкать к телекамерам — он вел свое реалити-шоу «Кондитер» на телеканале «Пятница!» (входит в «Газпром-медиа»).
Домохозяек, открывающих свое кондитерское дело, как главная героиня сериала, Агзамов поддерживает. «Я считаю домохозяйку большим профессионалом, чем кондитера, который работает в компании за зарплату. Потому что она специалист полного цикла. У меня на предприятии огромное количество людей: один перебирает орехи, другой взбивает бисквиты — они оба кондитеры. А домохозяйка — закупщик сырья, аналитик цен, кладовщик, пекарь, упаковщик, менеджер по продажам, бухгалтер, бизнесмен. И у нее есть постоянная мотивация развиваться — если ее выпечка не будет в тренде, ее никто не будет брать, а детей надо как-то кормить. Кондитер, действующий профессионал, никогда таким не будет».
Елена Подкаминская и кондитер Ренат Агзамов
Десерты и торты для «ИП Пироговой» готовит профессиональный кондитер Евгения Терентьева. Она, как и главная героиня сериала, является индивидуальным предпринимателем. На время съемок Евгения отказалась от всех заказов и посвятила себя работе над сериалом. Однако создатели проекта не сразу пришли к решению нанять отдельного кондитера. «Сначала мы искали производства, но поняли, что они не будут с нами нянчиться. Их работа — производить торты и выдавать готовое, а с нами надо плотно работать. Нужен человек, который все время будет на съемках. Мы отобрали трех-четырех девушек и сделали с ними тесты: оценивали время и качество. Выбрали Женю — она круглосуточно с нами на площадке, а ночами присылает по несколько вариантов крема для эклеров. Человек заражен своим делом», — рассказала исполнительный продюсер Аня Драгункина.
Съемки «ИП Пироговой»
Торты для каждой серии придумываются отдельно, этим занимается один из креативных продюсеров. Она подбирает референсы кондитерских изделий для сериала, после чего картинки с примерами тортов отправляют кондитеру для изготовления тестовых образцов. «Мы утверждаем все, вплоть до каждой веточки лаванды». Заготовки десертов делаются у Евгении Терентьевой дома или в павильоне, где для нее оборудована небольшая мастерская. Некоторые части тортов делаются из несъедобных материалов. Например, каркас состоит из пенопласта, изготовленного на фабрике по специальному заказу. Затем формы для торта декорируются. В день готовят до пяти таких изделий, поскольку каждому может понадобиться по два-три дубля.
Особенным образом готовятся торты для метания в лицо — они должны быть мягкими, чтобы актеру-«мишени» не было больно. «Кроме того, жесткий бисквитный торт, скорее всего, просто шлепнется на пол, тогда как многослойное кремовое изделие создаст необходимый эффект», — рассказывает Аня Драгункина. К съемке таких сцен необходимо тщательно готовиться. В лицо нужно попасть с первого раза, поскольку после этого актеру нужно будет заново приводить себя в порядок и гримироваться, а времени на пересъемки может не остаться. Елена Подкаминская попала с первого раза.
Instagram актера Данилы Дунаева
«В таких сценах страшно “расколоться”. “Раскол” — это когда артисты начинают хихикать от комичности ситуации. Но если у вас один дубль, возможности “расколоться” или быть несобранной нет, потому что шансов сделать еще дубль просто не будет», — делится Елена Подкаминская.
Пряничный мир для Пироговой
«ИП Пирогова» имеет свою палитру цветов — розовый и голубой, у каждого персонажа свои оттенки. Собственная палитра проявляется в жилище и одежде персонажей. Цвета главной героини Веры — голубой с красными акцентами, у ее дочери — нежно-розовый с желтым. От них отличаются персонажи, которые не принадлежат к «миру» Веры. Так, цвета ее бывшего одноклассника Андрея — красный и бордовый.
Исходя из цветовой палитры, подбираются и натурные объекты для съемки. «Мы хотели, чтобы все было светлое, немного пряничное. Это не суперсовременная Москва — они живут в сталинском доме. Нам хотелось сделать такой пряничный городок», — говорит Аня Драгункина.
Образ главной героини создатели проекта собирали около двух месяцев при подготовке к пилотной серии. «Нам хотелось девчонку в New Balance, которая готовит на своей кухне и фотографирует интересные штуки в “Инстаграм”», — рассказывает Антон Маслов. Историю о женщине — индивидуальном предпринимателе Антон Маслов считает актуальной для России. «Сейчас стало довольно много активных девушек. Когда у них рождаются дети, им приходится оставаться дома, чтобы ухаживать за ними. Но и свою активность им надо куда-нибудь вкладывать, и многие из них открывают свой мини-бизнес в “Инстаграм”».
Для того чтобы создать образ героини для сериала, режиссер просматривал множество девушек-блогеров. В результате одним из прототипов для персонажа Веры Пироговой и ее дома стала Евгения Волкова, известная в «Инстаграме» под ником «morskaya_pipiska». Она же вдохновила создателей проекта на оформление дома главной героини — интерьер выполнен в таких же голубых тонах.
«Человек создает внутри своей квартиры идеальный мир. А поскольку наша Вера в течение 15 лет не работала, она всю архитекторскую энергию вкладывала в кухню, в дом. Нам хотелось, чтобы было два мира. Первый — идеальный — это дом, второй — окружающий, бьющий по ней. Но не трешовый», — делится режиссер.
Елена Подкаминская также просматривала профили блогеров, открывших свой бизнес. Как рассказывает актриса, это помогло увидеть, как молодая девушка способна организовать свой бизнес, прислушаться к ее интонации, почерку, присмотреться к изделиям. «Я трепетно отношусь к внешнему облику героини. Все работает на образ, и его необходимо точно подобрать, чтобы он совпал с характером. Вера очень деятельная, ей нужно все делать шустро. Поэтому даже в кино она ходила с пучком, в джинсах и рубашке».
«Мы возили с собой два строительных мешка осенних листьев»
Съемки проекта начались в сентябре, что повлияло на порядок, в котором снимались сцены. Команда хотела поймать «уходящую натуру» золотой осени, потому уличные эпизоды подвинулись вперед. «Мы возили с собой два строительных мешка осенних листьев. Часть засушили наши художники, часть закупили искусственных и старались рассыпать их по кадру, чтобы создать ощущение золотой осени. Потом собирали, мыли, сушили», — рассказывает Аня Драгункина.
На натуре снималось около половины сцен «ИП Пироговой» — остальное в павильоне, где график диктуют уже не погодные условия, а занятость актеров. Самый гастролирующий артист — Александр Панкратов-Черный. «Он к нам прилетает и от нас улетает, поэтому в первую очередь подстраиваемся под артистов».
Съемочный день может длиться по 14–15 часов. Актеры приезжают на площадку к восьми утра и работают, пока не будет готов запланированный на день кадр. При этом на съемку одной сцены уходит около 10–15 минут — большую часть времени отнимает подготовка: постановка декораций, репетиция, гримирования актеров. «Трюковых сцен я боюсь меньше всего, потому что их снимают быстро. Нужно взять правильный ракурс, а актер или каскадер должен один-два раза повторить действие — например, упасть с седьмого этажа. Эти кадры делаются быстро, — рассказывает Антон Маслов. — Самые долгие съемки одной сцены были во время создания рекламных роликов. Помню, пять секунд ролика мы снимали 18 часов. Но в сериалах другая специфика. В “Фитнесе” одну двухминутную сцену мы снимали шесть часов».
Съемки «ИП Пироговой»
Поскольку сцены снимаются не по порядку, необходимо следить за последовательностью в деталях готовых кадров. Например, если обычно в гостиной стоит ваза, а в одной из сцен ее разбили, нужно проконтролировать, чтобы в следующем кадре она не вернулась целой на место. Невнимательность в этом вопросе приводит к киноляпам, которые так любит искать бдительный зритель. На площадке за этим следит скрипт-супервайзер, известный широкой публике как «человек с хлопушкой». На самом деле функционал этой единицы кинокоманды гораздо шире: он отвечает за то, чтобы повествование было ровным и поддавалось склейке на монтаже, фиксирует, какие кадры войдут в сериал, и записывает комментарии режиссера для постпродакшена.
Съемки «ИП Пироговой»
В общей сложности над созданием «ИП Пироговой» трудится около 150 человек, из них 60 — непосредственно на площадке.
Бренды могут зайти на любом этапе
На этапе съемок партнерство в сериале заинтересовало подразделение Сбербанка, развивающее сервисы для малого бизнеса, рассказала Анастасия Бацуева, digital-директор телеканала «Супер».
Весь пул спонсоров окончательно определится после окончания съемок и монтажа, поскольку бренды могут зайти в проект и на этапе постпродакшена. В этом случае спонсора интегрируют в сериал на монтаже с помощью графики — логотип компании можно разместить на экране телефона или телевизора, на плакате или уличном баннере — такой кадр могут подготовить заранее, если это не требует дополнительных затрат. Если компания приходит в сериал на этапе подготовки, возможностей для ее рекламы больше: взаимодействие актеров с продуктом, подстройка сюжета и съемки под интеграцию с брендом.
До того, как рекламодатели заходят в проект, все предметы в сериале «дебрендируются»: логотипы затирают, срезают или закрашивают. «Даже маленький крокодильчик Lacoste должен быть уничтожен. Все это аккуратно срезается», — рассказывает Аня Драгункина.
Спонсорство в сериалах пока не очень распространено среди российских рекламодателей. Более привычная практика — размещение в кино. Однако ситуация должна измениться за счет роста количества и качества сериального продукта. Кроме того, в последние три года интерес аудитории к сериалам резко вырос, считает продюсер.
Федеральный эфирный телеканал «Супер» представляет сегмент развлекательного телевидения холдинга «Газпром-медиа». Он начал вещание 1 января 2018 года. Ядро целевой аудитории — зрители 25–35 лет, по большей части женская аудитория. Производством контента для «Супера» занимается собственная студия, с которой сотрудничают продюсеры компании Yellow, Black and White: Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк, Денис Жалинский.
Осенью «Супер» запустил собственные проекты: сериалы «Гранд», «Фитнес» и юмористическую программу «Смешное время». В 2019 году канал покажет премьеру сериала «ИП Пирогова», продолжения сериалов «Гранд» и «Фитнес», мини-сериал «Короче», реалити-шоу «#Яжемать» и проект «Прогнозик погодки».
Первый день на площадке