Маркировка рекламы: как избежать штрафов и автоматизировать процессы
1 сентября 2023 года федеральный закон № 347-ФЗ вступил в силу и ввел штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы. О способах избежать наказания и оптимизировать всю цепочку рассказывает Марина Кондрашова, операционный директор Getblogger
Какие штрафы ждут нарушителей закона
Начнем с самого неприятного. За публикацию интернет-рекламы без маркировки предусмотрены штрафы:
- от 30 до 100 тысяч рублей для физлиц и самозанятых;
-
от 100 до 200 тысяч рублей для должностных лиц и ИП;
-
от 200 до 500 тысяч рублей для организаций.
Это не все. Если не сдать отчет в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) или сделать это не вовремя, то штрафы будут следующими:
-
от 10 до 30 тысяч рублей для физлиц и самозанятых;
-
от 30 до 100 тысяч рублей для должностных лиц и ИП;
-
от 200 до 500 тысяч рублей для организаций.
Андрей Фурсов, руководитель юридического отдела Getblogger:
«Более того, штрафы могут суммироваться. Например, если маркировки нет у трех креативов, то компанию могут оштрафовать на 1,5 миллиона рублей. Поэтому соблюдать закон “через раз” не получится».
Сразу обсудим исключения. Маркировать не нужно социальную рекламу, рассылки по собственной базе клиентов (личные сообщения в мессенджерах, e-mail, push-уведомления), а также рекламу на радио и телевидении, которая публикуется в интернете без изменений.
С нативными интеграциями все сложнее, поскольку грань между советами и рекламой тонкая. Рассказ блогера о своих предпочтениях в косметике — не реклама, а вот платное размещение с указанием конкретного продукта или сервиса уже нужно маркировать.
Как избежать наказания
Каждый участник рекламного процесса должен соблюдать требования по новому закону, иначе все могут получить штрафы. Рассмотрим, что нужно делать рекламодателю и рекламораспространителю.
Что делать рекламодателю
Шаг 1. Зарегистрироваться в системе оператора рекламных данных (ОРД). Каждый оператор предлагает свои тарифы за регистрацию креативов и передачу актов: обычно это процент от рекламной сделки, но можно найти и бесплатное обслуживание.
Полный список операторов указан на сайте Роскомнадзора. Напрямую передавать данные в ЕРИР не получится.
Шаг 2. Внести данные о себе и договоре между заказчиком рекламы и исполнителем в личном кабинете ОРД.
Шаг 3. Зарегистрировать креативы, получить токены и промаркировать публикации, если эта обязанность не лежит на подрядчике.
Шаг 4. Проверить, как рекламораспространитель промаркировал публикацию.
Шаг 5. Передать отчетность через ОРД в течение месяца, следующего за публикацией рекламы. Нужно предоставить номер и дату акта, даты начала и окончания периода, сумму акта и уточнение по оплате (с НДС или без). Данные необходимо отправлять в течение всего срока размещения публикаций.
Ниже схема работы для рекламодателя.
Что делать рекламораспространителю
Шаг 1. Подписать договор с заказчиком рекламы.
Шаг 2. Передать данные о заказчике в ОРД: ИНН, полное и сокращенное наименование организации, ОГРН или ОГРНИП. Если работа проходит через агентство, нужно предоставить данные о нем и об изначальном договоре между рекламодателем и первым агентством в цепочке.
Шаг 3. Отправить в ОРД рекламный креатив с указанием его типа и ссылку, а также получить уникальный токен — буквенно-цифровое обозначение, которое позволяет отследить интернет-рекламу. За такие действия отвечает рекламораспространитель, только если это указано в договоре с рекламодателем.
Шаг 4. Опубликовать рекламное объявление. Если креатив содержит только изображение, то прямо на нем должна быть размещена маркировка «Реклама», данные о рекламодателе и токен.
Если в публикации есть рекламная ссылка, то в ней нужно указать токен в виде https://site.ru/?erid=XXХX (ХХХХ — это токен).
Если в креативе есть:
-
текст: токен в начале текста в формате erid: XXХX;
-
изображение: токен текстом поверх изображения в формате erid: XXХX;
-
рекламная врезка в видео: во время демонстрации врезки в начале и (или) поверх видеоролика текстом в формате erid: XХXX;
-
подкаст: все токены одним общим текстом в описании выпуска подкаста в формате erid: XXХX;
-
видео: токен в начале или поверх видеоролика текстом в формате erid: XXХX;
-
трансляция: перезалить видеозапись после окончания трансляции с токенами в начале и или поверх видеоролика общим текстом в несколько строк в формате erid: XXХX. Если невозможно перезалить на хостинг запись с токенами, то в описании видео в формате erid: XXХX.
Шаг 5. Отправить отчет об оказанных услугах в ОРД в течение месяца, следующего за публикацией рекламы. Отчет должен содержать:
-
данные договора и акта с заказчиком: номер и дату акта, даты начала и окончания периода, сумму акта и уточнение по оплате (с НДС или без), детализацию по рекламным кампаниям, если их было несколько с одним заказчиком;
- статистику о показах с детализацией по каждому креативу: ЕРИР ID (токен), площадку, количество показов, сумму в акте и стоимость единицы.
Какие ошибки встречаются при маркировке у блогеров
Иногда блогеры размещают один и тот же токен на нескольких креативах, но так делать нельзя. Для каждой новой публикации нужно сгенерировать новый токен, даже если речь идет о единой рекламной кампании.
Кроме того, бывает так, что рекламораспространитель указывает неполную маркировку: например, отсутствует название рекламодателя либо токен. Согласно правилам, в креативе всегда должны быть слово «Реклама», информация о заказчике и токен.
Можно ли автоматизировать всю цепочку действий
Несмотря на многочисленные требования, которые стоят перед рекламодателем и рекламораспространителем, процесс маркировки и подачи отчетности можно автоматизировать. К счастью, есть сервисы, которые готовы взять на себя новые обязательства и сэкономить время участников рекламного процесса.
Александр Баранов, директор по продукту Getblogger:
«Наша команда разработчиков еще с сентября 2022 года занимается автоматизацией процессов обмена данными по API сразу с несколькими ОРД, поэтому уже около года Getblogger помогает рекламодателям и блогерам выполнять новые требования закона».
Платформа Getblogger в автоматизированном режиме регистрирует договоры, рекламные материалы в ЕРИР через ОРД, получает токены, маркирует креативы, сдает отчетность за рекламодателей и блогеров и берет на себя все затраты на услуги ОРД.
Блогер должен взять проект в работу, создать креативы и загрузить их на модерацию, а потом скачать промаркированную рекламу с токеном. Далее ему остается разместить рекламную публикацию по всем правилам.
В результате рекламодатель может не беспокоиться о соблюдении требований со стороны всех участников цепочки, а блогеру не нужно заключать договор с заказчиком, регистрироваться в ОРД, получать токен и подавать отчетность.
Итоги
Закон «О рекламе» непростой, и разобраться в нем самостоятельно рекламодателям и блогерам сложно. Усложняет ситуацию и то, что требования новые, и существует много подводных камней. Тем не менее разобраться в деталях все равно придется, чтобы не получить штрафы.
Марина Кондрашова, операционный директор Getblogger:
«Рекламодателям и блогерам не стоит игнорировать новые требования: маркировки, токены, отчеты. В любом случае ФАС может запросить детали, и рекламораспространителю придется объяснить свою любовь к определенной продукции, а заказчику — предоставить данные по договору с исполнителем».
Рекламодатель ООО «ГЕТБЛОГГЕР» ИНН 7709975183