Meta* признана экстремистской организацией. Что это значит для пользователей и бизнеса
Юрист агентства 2L Александр Штыров подготовил пошаговый план с рекомендациями, что нужно сделать бизнесу, чтобы обезопасить себя, а также дал ответы на популярные вопросы о том, как такое решение повлияет на пользователей и бизнес
21 марта Тверской суд города Москвы Москвы признал Meta* (продукты Facebook* и Instagram*) экстремистской организацией. Официальное решение суда не опубликовано на государственном интернет-портале «Правосудие», но уже сейчас понятно, какие законодательные документы из УК РФ и КоАП РФ стоит учитывать в связи с этой новостью.
ВАЖНО:
Это первая итерация наших рекомендаций, призванная в уже имеющейся ситуации помочь снизить риски. В ближайшее время станет понятно, какова судебная практика, на что обращают внимание прокуратура и Роскомнадзор и как развивается ситуация.
Бизнесу стоит:
— Остановить рекламные кампании в личных кабинетах Facebook* и
Instagram*, если такие еще ведутся. Если в платежных кабинетах
привязаны любые карты, то отвязать их.
Пояснение: Покупка рекламы в приложениях может быть расценена как
финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ). Скорее
всего, пользоваться рекламным кабинетом будет небезопасно.
— Оплата рекламы напрямую блогеру в Facebook* и Instagram*
не подпадает под определение финансирования экстремистской деятельности.
Пояснение: Если есть веские причины продолжать вести кампанию, это не
запрещено напрямую.
— Удалить все логотипы Meta*, Facebook* и Instagram* со
своих сайтов, блогов и других корпоративных площадок.
Пояснение: Формально есть основания для наказания за публичную демонстрацию
символики приложений (ст. 20.3 КоАП РФ). Поэтому на сайтах, в
социальных сетях и т. д. рекомендую убрать значки приложений, пока
не будет точно понятно, что прокуратура не собирается обращать внимание на
подобные нарушения.
— Удалить все ссылки на Meta*, Facebook* и Instagram* со своих
сайтов, блогов и других корпоративных площадок.
Пояснение: Хотя это и не символика и прямого упоминания об этом в материалах
информагентств нет, но ссылки открывают прямой доступ к информации об
экстремистской организации, поэтому тут я рекомендовал бы перебдеть и
удалить.
— Аккаунты компаний можно продолжать вести в Facebook* и Instagram* — главное, не размещать экстремистских постов.
— При публичном упоминании Meta* и ее приложений нужно указывать, что это экстремистская организация (ст.13.15 КоАП РФ). Например, «Meta признана экстремистской организацией в России» или «Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России».
Вопросы и ответы:
Вопрос: Что грозит физическому лицу, если он где-то оставит ссылку на Facebook* и Instagram*?
Ответ: Такие действия подпадают под ст.20.3 КоАП РФ «Публичное демонстрирование символики (про ссылку в контексте символики выше пояснил) экстремистской организации» — до 15 суток ареста.
Вопрос: Что грозит СМИ и бизнесу, если они где-то оставят ссылку на Facebook* и Instagram*?
Ответ: Согласно ст. 20.3 КоАП РФ, штраф юридическому лицу на сумму до 50 тыс. руб., штраф должностного лица на сумму до 4 тыс. руб.
Вопрос: Что делать со старыми материалами, в которых есть лого или упоминания, — на сайте или на других корпоративных площадках? Нужно ли удалять/делать пометки, или старых материалов это не касается и ничего не нужно делать?
Ответ: В старых материалах лучше убирать лого и ссылки. Если остается упоминание, то добавить упоминания об экстремизме.
Вопрос: В материалах достаточно один раз указать или при каждом упоминании надо писать «Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в России.»?
Ответ: Лучше всего при каждом упоминании указывать звездочку (Instagram*) и в конце текста указать, что эта звездочка означает.
Вопрос: Можно ли с сайта убрать только лого? Можно ли, например, написать «Инст», «ФБ» и гиперссылки на соцсети – как это может трактоваться?
Ответ: До полного понимания действий прокуратуры и Роскомнадзора, рекомендую убрать все значки и гиперссылки на эти социальные сети.
Вопрос: Если оплата рекламы производится с юридического лица в США, а ее настройку и контроль я произвожу в рамках договора с зарубежной компанией, физически находясь не в РФ, как это трактуется?
Ответ: Приговор по ст. 282.3 УК РФ могут вынести за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг». Если человек принимает денежные средства от третьих лиц и тратит их полностью или частично на рекламный кабинет, зарегистрированный на себя, то формально это — финансирование экстремистской организации. Даже если денежные средства не ваши, но рекламный кабинет зарегистрирован на вас, вы рискуете стать подозреваемым по делу о финансировании экстремистской организации.
Вопрос: Логотипы приложений в телефоне пользователя — нарушение?
Ответ: Нет, лого приложения в телефоне не демонстрируется публично и не влияет на общественное сознание как пропаганда.
Вопрос: Продажа акций, купленных до знаменательного решения Тверского суда, законно?
Ответ: Если акции куплены до оглашения решения суда, то их наличие пока ничем не угрожает. Но стоит иметь в виду, что Центральный банк или Правительство РФ могут принять отдельные решения по вопросам имеющихся акций. Рекомендую до тех пор выжидать.
Вопрос: Можно ли пользоваться этими соцсетями госслужащим и госучреждениям?
Ответ: Отдельных указаний на этот счет нет. Значит, в их случае действуют все те же ограничения, что и для обычных граждан. Скорее всего, органы власти примут внутренние акты, инструкции по использованию соцсетей.
Вопрос: Что делать, если есть долг в рекламном кабинете? Погасить его означает спонсировать эту организацию?
Ответ: Да, отправка денег — финансирование организации.
Вопрос: Нужно ли удалять все посты и упоминания этих сетей на других платформах и сайтах?
Ответ: Посты удалять необязательно, гиперссылки и значки на других сайтах лучше удалить. Упоминания можно оставить, но добавить примечание об экстремистской организации. Вариант: удалить упоминания.
Вопрос: Авторизацию через Facebook* нужно убрать на сайте? Или просто логотипы?
Ответ: Рекомендую убрать авторизацию, чтобы не было упоминания о соцсети.
Вопрос: Упоминание в личных и корпоративных переписках каким-то образом может быть трактовано против меня?
Ответ: Любое упоминание в переписке должно сопровождаться примечанием об экстремистской организации. Символы соцсетей и ссылки на них не нужно отправлять никому.
* Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook, на которые мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.