Чек-лист качеств успешного бизнесмена в рекламе
Управляющий партнер i.com и Ailove Алексей Пашков делится своим опытом бизнес-карьеры и рассказывает об основных критериях и качествах успешного бизнесмена из мира рекламных агентств
Мой список не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим и истинным. Он получился как итог моего опыта и наблюдений за знакомыми бизнесменами, которых я очень уважаю и которые являлись моими учителями и наставниками во время работы в OMD, dentsu и Hakuhodo.
Также есть несколько книг, которые я смело могу порекомендовать и которые, безусловно, добавили теоретической основательности к моим знаниям, полученным эмпирическим путем. Например, это книга Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует», Тони Шей «Доставляя Счастье» и Рея Далио «Принципы».
Я не могу похвалиться тем, что являюсь образцовым бизнесменом, хотя определенные успехи все-таки есть. Важно сказать, что мои наблюдения и опыт касаются именно индустрии рекламы, а точнее, рекламных агентств. Вполне возможно, в других индустриях бизнесменам нужны другие качества.
С учетом происходящего мощного кризиса на рынке, очень интересно поразмышлять, насколько данные качества актуальны именно сейчас и, возможно, что-то стоит добавить, а что-то потеряло актуальность — это читатель решит для себя сам.
Итак, качества бизнесмена:
Проактивность
Наверное, главное качество бизнесмена. Ведь перед стартом бизнеса у тебя нет ничего — белый лист. Потом появляется какой-то рисунок, идея, договоренности с партнерами, клиентами, продукт и постепенно бизнес начинает дышать. Начать с нуля — очень сложно. Но бизнесмен начинает с нуля регулярно — изменения в компании, старт новых проектов, расширение и сокращение — все это нужно делать проактивно, не дожидаясь, пока хвост начнет вилять собакой.
Есть время «разбрасывать камни» (то есть придумывать и тестировать новые идеи и проекты), и есть время «собирать камни» (это когда тесты и инициативы начинают оформляться в бизнес или процесс). Так вот, процентов 30 своего времени я трачу на «разбрасывание» камней. Например, построение нетворкинга, встречи с людьми из смежных областей, рискованные инвестиции. Иногда это кажется потерей времени, но статистика показывает, что ничего напрасного не бывает, обычно такая деятельность приводит к созидательным результатам (иногда неожиданным).
Видение рыночное и продуктовое
Очень важно разбираться в конкретном рынке, на котором ты делаешь бизнес. Бизнесмен должен осознавать специфику, размер отрасли, тренды. Видеть смежные направления.
Например, в рекламе есть несколько рынков – диджитал, креативный, медийный, перфоманс, experiential / BTL и т.п. Они отличаются по размеру и маржинальности. Сейчас происходит размывание границ между ними, агентства начинают осваивать смежные рынки, усиливая конкуренцию за каждый рубль маркетингового бюджета клиента. Перед многими компаниями и управляющими ими бизнесменами встают задачи, как развиваться дальше, какой продукт реально нужен клиентам.
Иногда приходится «перепридумывать» бизнес, чтобы он мог развиваться. То есть искать новые виды формирования прибыли, уходить в консалтинг, выносить производство на одни рынки, а клиентский сервис на другие и т.п.
Видение альянсов
Наличие альянсов с компаниями из разных сегментов рынка позволяет быстрее ориентироваться, чувствовать большую стабильность, а в случае роста — успешнее масштабироваться.
Мой подход заключается в том, чтобы работать совместно с несколькими партнерами и компаниями. Идеальная модель — развитие совместного бизнеса, продажа части компании стратегическим партнерам или наоборот.
Способность строить отношения
Не знаю, бывают ли бизнесы, которые вырастают без личных контактов основателя с ключевыми клиентами, партнерами, поставщиками. В рекламном мире эти отношения являются капиталом бизнеса, его репутацией.
Я считаю, что бизнес становится по-настоящему крепким и устойчивым, когда отношения с клиентами становятся партнерскими.
Тяга к знаниям
Это качество стало особенно актуальным с развитием диджитал-технологий. Они так быстро меняются, что отслеживать все практически никому не под силу. Важно выработать свою индивидуальную привычку и способ познавать новое, чтобы это было эффективно, и не сойти с ума от перегрузки.
Мой подход еще со времен университета — интенсивы (аналог подготовки к сессии), это может быть книга, обстоятельная беседа с умным человеком или конференция. Ежедневно и по чуть-чуть не получается, слишком размывается внимание на каждодневные заботы.
Гибкость
Не знаю, как для других бизнесов, но для агентства — гибкость одно из важнейших преимуществ, ведь все время приходится искать наилучшие решения для клиентов, их бизнесы меняются, а значит, нужно меняться и агентству.
Агентский бизнес — это бизнес людей. Причем именно нестандартные, креативные люди приносят наибольший вклад в развитие. Чтобы с ними работать, мотивировать лучших и как правило необычных людей нужно быть гибким и готовым перестраивать бизнес по людей, а не людей под бизнес.
Лидерство
От руководителя ждут лидерских качеств. Важно понимать, в чем твои сильные стороны. Бывают люди с сильной харизмой и энергетикой, они заряжают других. Бывают умные продуктовики, которые и определяют суть сервиса агентства. Бывают разные другие варианты и комбинации лидерских качеств. Я считаю, что самое важное, не какие они, а когда они проявляются.
В жизни агентства есть моменты, которые определяют судьбу компании. Это создание бизнеса, приобретение ключевых клиентов, появление ключевых сотрудников, слияния и партнерства, запуск новых продуктов или подразделений. Вот такие моменты лидерство особо важно.
Готовность принимать решения (даже неправильные)
В целом не так уж и важно какое решение принять. Обычное соотношение правильных и неправильных 50/50. Фишка в том, что действовать нужно быстро – непринятое вовремя решение – вреднее, чем принятое неправильное решение.
С неправильными решениями можно работать. Если понимаешь, что ошибся, то начинаешь работать, что-то корректировать, менять, подруливать и, в конечном итоге, все исправляешь.
Открытое признание ошибок
Без признания ошибок публично не получится растить управленцев, которые подхватят бизнес.
Во-первых, это помогает растить авторитет заместителей и команды в целом — я был не прав, а вы правы. Поэтому можно и нужно спорить, высказывать свое мнение. Во-вторых, это отрезвляет. Перестаешь верить в свою непогрешимость, а в компании не формируется культ личности.
Готовность поддержать чужую идею
Многие люди вырастают в бизнесменов и руководителей из крутых профессионалов. В рекламе это аккаунты, стратеги, креаторы и прочие продуктовики. Они росли, потому что у них были лучшие идеи и продукт, но в роли бизнесмена уже нельзя все время посвящать генерации идей.
Нужно научиться поддерживать и толерантно относится к чужим идеям, которые иногда поначалу кажутся неправильными, не своими, не идеальными. Это тяжело и непривычно. Но без этого не получится растить команду и масштабировать бизнес.
Уметь отдать или поручить часть своей работы — это важный навык для руководителя, даже если он не является бизнесменом. Для бизнесмена делегирование эволюционирует в уровень выше и превращается в партнерство. То есть ты не просто поручаешь выполнить понятную и измеримую задачу, но доверяешь кому-то принять решения, которые влияют на бизнес. При этом ты выступаешь не в роли руководителя, который если что все исправит, а в роли равного.
Готовность к партнерству, на мой взгляд, очень важный критерий, является ли человек бизнесменом или он только менеджер.
Способность обучать
Есть бизнесы однозначно полезные для людей. Они производят еду, одежду, разные устройства для улучшения качества жизни. В сервисной B2B-компании находить смысл или полезность несколько сложнее. Но в чем точно можно быть уверенным — обучая других, ты приносишь пользу.
От руководителя бизнеса ждут обучения команды. Не только профессионально, но и личностно: как справляться с проблемами, как расти, как находить баланс в жизни и так далее.
А если твои подчиненные тебя переросли: нужно не учить самому, а организовать процесс обучения в компании.
Способность управлять более сильными людьми
Хорошие бизнесмены говорят: я просто нанял умных людей и не мешал им работать. Действительно, не надо мешать сильным людям работать. Но роль бизнесмена в том, чтобы помочь им оставаться в тонусе, объединить общей целью, быть помощником, слушать и самому меняться под мнениями этих умных людей.
Важная особенность сильных людей: они могут перерасти компанию, создать свое дело или уйти в бизнес больших размеров и амбиций. Это тоже успех. Если бизнес может продолжительно работать как трамплин для сильных людей и выращивать новых — это здорово.
Переход от «я самый умный и самый крутой» к управлению более сильными людьми очень сложный. В первую очередь психологически. Удар по самолюбию. Но это того стоит. Как в анекдоте про трех обезьян, из которых одна умеет играть на скрипке и стоит миллион, другая умеет брать сложные интегралы и стоит два миллиона, а третья ничего не умеет, но стоит 10 миллионов, потому что две другие зовут ее боссом. Я каждый раз его вспоминаю и становится проще.
Готовность работать с неидеальными людьми
Всегда хочется, чтобы тебя понимали с полуслова, чтобы все делалось быстро и без ошибок, да еще и весело. Но так не бывает. Все люди разные. У всех есть свои таланты и свои слабости. Поэтому крутая команда в бизнесе складывается как пазл: из людей, которые дополняют друг друга. Я считаю, что успех бизнеса возникает тогда, когда концентрация сильных людей в команде, выше чем в среднем по рынку.
Толерантность – один из самых важных приоритетов устойчивого развития. Если бы люди были толерантны друг к другу, столько проблем бы решилось. Когда ты изначально толерантен, то стараешься в каждом человеке рассмотреть его сильные стороны и таланты, а не негативить насчет слабостей или отличий от твоего идеала. Именно эти таланты и могут помочь в построении бизнеса.
Есть прекрасная методология Gallup, которая позволяет выявить таланты и научить команду общаться друг с другом. Это отличный инструмент для того, чтобы растить в себе толератность и формировать команды.
Готовность наказывать
Без этого бизнес вряд ли возможен. Речь идет не о наказании в традиционном понимании. Человек должен осознать, что поступил неправильно и за этим следуют определенные последствия.
Важен баланс: кто-то начинает жестить, кто-то считает, что можно обойтись вообще без наказаний. На самом деле, у большинства знакомых мне бизнесменов эта способность развита на высоком уровне. Кто-то отчитывает или штрафует, другие просто суровой смотрят на сотрудников и говорят «как же так, ведь ты меня подвел».
Готовность хвалить
Эта способность может исчезать, когда менеджер продвигается по карьерной лестнице. Чем выше ты в иерархии, тем требовательней ты к себе и и другим. Начинает казаться, что все вокруг самомотивируются и хвалить или поддерживать никого не надо — все «взрослые люди». Но в реальности похвала требуется всем — и партнерам-бизнесменам, и топ-менеджерам.
Очень важно, чтобы похвала и позитивная обратная связь не были формальными и неискренними, так будет только хуже. Ну и, конечно, важнейшее качество бизнесмена — стремление к счастью себя и окружающих. Способность быть счастливым и помогать становиться счастливыми другим. О счастье, кстати, я писал подробнее в честь 10-летия i.com.
Сила духа
Уныние — большой грех. И, конечно, всем иногда хочется все бросить и махнуть рукой. Обычно бизнесмены — это те энерджайзеры, которые не унывают сами и заряжают других. Есть лайфхак, основанный на личной статистике, — не стоит отчаиваться хотя бы потому, что никогда не бывает постоянно плохо. Проиграл три тендера, значит, статистически, выиграешь четвертый.
Есть в этом что-то от спорта. Невозможно стать чемпионом, не научившись на поражениях. Неудачи в бизнесе, неправильные решения, проигрыши нужно анализировать и знать, что они реально дают бесценный опыт, иначе говоря это платное обучение.
Лайфхак, как не унывать: признать, что произошло то, что произошло. С этого момента уже нет смысла унывать, нужно решать, что делать дальше, как исправлять, как развивать — это уже созидательный процесс.