Наступит ли эра корпоративных экосистем
Экосистемы, эдьютейнмент, корпоративные метавселенные, новые форматы видео — генеральный директор Motive agency&production Сергей Житинец рассуждает о том, какими станут корпоративные медиа
Снова оказались в фокусе внимания все возможные форматы корпоративных медиа — об их будущем эксперты горячо обсуждали и на ежегодной отраслевой конференции «Роль коммуникации и корпоративных медиа в стратегическом управлении компанией» и на всероссийском конкурсе «Лучшее корпоративное медиа-2022». Главный вопрос, который заботит экспертов, — какими станут корпоративные экосистемы в свете настоящих событий?
Ценность плеча
Пожалуй, нет более старой и универсальной темы, чем обсуждение сокращений бюджета. Как в мемах: «в любой непонятной ситуации… сокращай бюджет». Разумеется, как только зашла речь о новых турбулентных временах в экономике, начались сокращения бюджетов на PR-активность. При этом в корпорациях, к удивлению многих, эти бюджеты не сократились. Компании, занимающие свою нишу на рынке, стремятся сохранить позиции, а это значит – поддерживать нужно лояльность и сотрудников, и клиентов. Эксперты сходятся во мнении, что в нынешней ситуации нельзя сокращать или, тем более, прекращать коммуникацию ни внутри компании, ни во внешней среде. Напротив – нужно находиться в контакте со своей аудиторией. Человеческий капитал, социальный капитал нуждается в подпитке, в инвестициях. Особенно в трудные времена. С этим сложно поспорить.
Чтобы получить проценты в будущем, бизнес инвестирует в продукт или производство. Чтобы получить возможность стабильно и бесперебойно работать, важно инвестировать в лояльность внешнего и внутреннего клиента. Внутренний клиент, конечно, сотрудник компании, который не менее важен, чем внешний.
Тут есть токсичные мифы. Один из них – среди предпринимателей, как правило, «старой закалки», о том, что в период кризиса необязательно вкладываться в поощрения, конкурсы и всякие «печеньки» для сотрудников, ведь безработица и на место одного уволившегося придут 10 новых с более скромными запросами. Но ведь надо считать все. Сколько вы потратите на обучение этих «новых»? Где уверенность, что с этими новыми знаниями они не уйдут к конкуренту при первой же возможности? Диалог с сотрудниками сейчас становится особенным важным. Транслирование уверенности в завтрашнем дне и корпоративных ценностей может стать мощным драйвером для персонала.
Информационная экосистема – универсальный инструмент
Продолжая разговор о бюджете – тут есть и приятный бонус. Переходя на электронный формат изданий в целях оптимизации, компании получают и более современный продукт. Многие из диджитал-журналов корпораций выходят за рамки «электронной версии» — это полноценные мультимедийные проекты, которые хочется читать. Например, корпоративный деловой журнал РЖД – «РЖД-партнер» — объективно живой и интересный портал, где новости появляются не реже, чем в привычных нам медиа. Корпоративные диджитал-СМИ такими и должны быть – актуальными, динамичными.
Абсолютным трендом можно назвать создание полноценных информационных экосистем, в которых, помимо бумажной версии журнала, есть сайт, а еще и телеграм-канал, и, возможно, приложение и социальные сети. Одним из ярких примеров является информационная экосистема «Сбера». Тут есть и удобные приложения, и различные инструменты для ведения бизнеса, и чат-бот «Сберкот», и отдельный канал для читателей и одновременно для СМИ — «СберПресс». Информация подается комплексно, через разные каналы, что позволяет поддерживать лояльность разных аудиторий, важных для бизнеса.
Есть и вопрос коммуникаций внутри компании. Корпоративные форумы и чаты изначально не были особенно популярными, и внедрялись либо в очень больших компаниях, где использовались такие инструменты, как интранет, либо в IT-сообществах, где просто самим сотрудникам нравилось создавать дополнительные «пространства» для общения.
В подобных корпорациях они будут использоваться еще какое-то время. Для представителей малого и среднего бизнеса остаются чаты в популярных мессенджерах, которые позволяют решать просто операционные задачи. Но также важно понимать, что грамотный управленец или эйчар встроит в информационную экосистему и подобный чат: ведь, помимо информации о том, что надо подписать договор аренды или вовремя прислать отчет, в нем могут также транслироваться главные и самые важные новости компании.
Знающие люди
Вторым важным трендом можно назвать экспертность. Сейчас очень много источников, которые дают неполную, обрывочную или искаженную информацию, много «инфо-шума». Компания, которая проявляет заботу о своих сотрудниках и клиентах, даст им «чистый продукт» – проверенную информацию, аргументированные мнения. Поэтому сейчас в современных корпоративных журналах выражен тренд на экспертность, информативность и авторскую подачу материалов. Язык изложения – еще одна важная история. Надо уходить от архаизмов и быть одинаково интересными для разных слоев аудитории и новых поколений, выросших на инфографике и соцсетях.
И третий тренд – это обучение. Если HR компании не использует корпоративный журнал, сайт или другие инструменты для продвижения и внедрения обучающего контента, упускаются возможности не только для обучения сотрудников, но и для повышения их мотивации, лояльности к компании. Например, на конкурсе «Лучшее корпоративное СМИ» мы оценивали огромное количество интересных видеоработ и здесь тоже был обозначен вышеупомянутый тренд. Сейчас популярность корпоративного видео, как инструмента, неуклонно растет. Одной из тенденций можно назвать «обучающее, понятное видео», дающее важную информацию, в том числе, привлекающее внимание к актуальным социальным проблемам.
Бороздим просторы Вселенных
Какая роль в развитии информационных экосистем отводится такой инновации, как корпоративные метавселенные?
Корпоративные метавселенные – это новая реальность, но пока что… не для всех. Пожалуй, даже для компаний-гигантов, которые могут себе их позволить, «вселенные» пока остаются в игрушечном формате – просто потому, что пока еще никто не освоил их толком, непонятно, как их использовать с максимальной эффективностью. Думаю, первые полноценные примеры работы с «вселенными» мы получим через 5-7 лет, и они будут немногочисленны. Однако даже сама заявка на внедрение такого формата – большой плюс для имиджа компании, это говорит о ее масштабе и перспективах развития.
В то же время тем или иным образом диджитал-технологии сейчас внедрены во всех современных корпоративных коммуникациях. Например, недавно состоялся конкурс «Корпоративный музей». Что это такое? Это уже не хранилище артефактов, это новое пространство с мультимедийными технологиями, AR и VR, интерактивными экранами, сенсорными киосками, электронными картами.
Корпоративная метавселенная – квинтэссенция корпоративной культуры, миссии и послания компании в формате инфопродукта, который интересен сам по себе. Но, по сути, эту роль может выполнить и корпоративное видео, и журнал, и музей.
Корпоративные СМИ выходят за рамки самих корпораций и становятся их амбассадорами во внешнем мире, чем организованнее и мобильнее информационная экосистема, тем успешнее бизнес.