«Граждане храните деньги в сберегательной кассе»: скрытая реклама в фильмах Гайдая
Сегодня исполнилось бы102 года Леониду Гайдаю. Его фильмы, без которых не обходится ни одно новогоднее застолье, знают многие — «Бриллиантовая рука», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика». Мы смотрим их годами и все же многие все это время не замечали тонко встроенного продакт-плейсмента в кинокартинах. В этом материале мы собрали скрытую рекламу в фильмах Гайдая, которую вы теперь точно не пропустите
«Бриллиантовая рука»
«На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину "Москвич"! Новая модель!» — такая фраза звучит из уст Михаила Иваныча (Шеф) в конце фильма «Бриллиантовая рука». Однако до сих пор идут споры, какую именно модель автомобиля имел ввиду Гайдай.
Еще один слоган из этого фильма — «Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку». Фраза принадлежит управдома Варваре Сергеевне Плющ, которая заканчивает реплику за продавца, когда покупает лотерейные билеты.
В «Бриллиантовой руке» есть и менее заметные рекламный сообщения. Например, когда черный кот пытается пить «Советское шампанское» прямо из бутылки. Леонид Гайдай повернул алкоголь так, чтобы все зрители могли увидеть, какая фирма указана на этикетке.
Еще один такой пример, когда контрабандисты Козодоев и Лелик следили за советским служащим Горбунковым, в кадр попал рекламный щит с комедией Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи».
Что интересно, режиссеры враждовали друг с другом. Рязанов на одном из худсоветов раскритиковал первый вариант «Бриллиантовой руки» Гайдая. В ответ на это автор комедии вставил в окончательный вариант ленты кадр с рекламой фильма «Зигзаг удачи», который многие критики посчитали неудачным и провальным.
«Операция "Ы" и другие приключения Шурика»
Помимо известных брендов герои фильмов Гайдая рекламировали и свои продукты, используя запоминающиеся слоганы. Например, «Налетай, торопись, покупай живопись» — фраза, которую произнес Балбес (его сыграл Юрий Никулин), продававший на рынке фигурки кошек.
Кроме статуэток герой также торговал и леденцами для детей. Рядом с конфетами Балбес поставил табличку с надписью «Будиш маму-папу слушать будиш ты канфеты кушать».
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
В этом фильме, как и в «Бриллиантовой руке», Леонид Гайдай тоже «спрятал» рекламу. Михаил Глузский в роли администратора привел Шурика в комнату, в которой герои в последствии распивали вино. Стоит заметить, что стены этого помещения были завешены плакатами «Аэрофлота». Автор постеров — художник Асерьянц Виктор Александрович, который в 60-е годы создал серию рекламных работ авиакомпании.
«Спортлото-82»
Леонид Гайдай уже в названии этого фильма сделал рекламу государственной лотереи. Кроме того, по сюжету герои фильма смогли выиграть в этом «Спортлото» 20 тыс. руб.
Но это не все рекламные сообщения, которые можно найти в кинокартине. Например, Костя Луков едет в поезде к своей тете. Увлеченный книгой, он не замечает, как съедает все припасы попутчицы. В качестве извинения Луков покупает ей газированную воду «Байкал» и лотерейный билет «Спортлото». Герой произносит такую фразу «Это вам, Таня. Я хотел взять "Пепси-колу", но "Байкал", по-моему, лучше».
«Иван Васильевич меняет профессию»
«Граждане храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть!» — так предупредил советских граждан квартирный и карманный вор Жорж Милославский (исполнил Леонид Куравлев), когда обращался к зрителям в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Эта реплика — пародия на официальные советские призывы доверять государственным сберкассам, которые начали принимать коммунальные, налоговые и страховые платежи в 1960-х г.
Вор Жорж Милославский на рекламе сберкасс не остановился. Во время его исполнения знаменитой песни «Разговор со счастьем» он использовал пачку сигарет Marlboro в качестве микрофона. Как позже рассказал Леонид Куравлев, сыгравший Милославского, актер сам придумал, чтобы герой появился в кадре с сигаретами. «Это были любимые сигареты Гайдая и режиссеру было приятно», — пояснил Куравлев.