Вызовы для МСП-компаний на маркетплейсах в 2023 году
С уходом западных брендов началась новая волна притока продавцов на отечественные маркетплейсы. Как результат — работа с площадками усложнилась, выросла конкуренция. Происходит профессионализация рынка – 10% продавцов на маркетплейсах уже перешли на работу со специализированными агентствами. Ожидается, что их доля вырастет до 30% до 2025 года. Специалисты ГК Kokoc Group решили выяснить, с какими вызовами столкнутся предприятия малого и среднего бизнеса в 2023 году и какие стратегии станут наиболее выигрышными
Команда Kokoc Group проанализировала около 1000 проектов платформы для продвижения и автоматизации ZoneSmart и выяснила, с какими вызовами столкнутся предприятия малого и среднего бизнеса в этом году и какие стратегии станут наиболее выигрышными. В агентстве отметили рост профессионализации продавцов отечественных маркетплейсов. На это указывают данные по росту спроса на услуги посредников — специализированных агентств, которые осуществляют комплексное сопровождение по выходу на маркетплейсы, а также техническую и маркетинговую поддержку продавцов. Причиной стало увеличение количества ретейлеров на основных онлайн-площадках, а также осложнение механизмов продвижения и правил работы платформ.
Артем Косилов, CEO ZoneSmart (входит в Kokoc Group):
«Не секрет, что сегодня большинство предпринимателей, планирующих зайти на маркетплейс, стараются воспользоваться услугами профессиональных агентств. В число таких услуг входит и аналитика площадки, где будут продавать товар, и инструменты продвижения онлайн-продаж, и автоматизация работы в целом. Такой тренд лишний раз подтверждает то, что в текущих реалиях стандартный подход исчерпал себя. В связи с чем требуется искать новые инструменты продвижения и автоматизации процесса».
Для успешной конкуренции на маркетплейсах новым игрокам сегодня придется столкнуться с рядом вызовов. Помимо стандартного маркетингового исследования для определения товарной линейки наиболее востребованных товаров, составления бизнес-плана, появились и специфические технологические препятствия. Например, в связи со специализацией площадок и развитием их внутренних систем, будущему поставщику надо определиться со способами публикации листингов и форматом работы с каталогами на каждой из платформ, выбрать тип процесса обработки, отправки и доставки заказов. А впоследствии следить за обеспечением необходимого уровня товарных остатков на складах и контролировать исполнение кампаний по продвижению товарных объявлений. Именно в связи с таким усложнением рынка, по мнению экспертов агентства, и связан рост популярности сервисов-медиаторов.
Александр Шокуров, CEO Kokoc Group:
«В данный момент мы наблюдаем очередную волну миграции спроса и покупательской аудитории из офлайн-магазинов в онлайн, что связано в числе прочего с уходом из России ряда брендов. Однако сам рынок онлайн-ретейла существует уже давно и успел к текущему моменту обрасти технически сложными алгоритмами. Именно поэтому новым игрокам, в основном представителям малого и среднего бизнеса, необходима техническая поддержка.
Несмотря на то, что на исследование экономических показателей на одной площадке придется потратить в среднем 30 000 рублей, эта сумма является вполне оправданной для тех, кто выходит на новые каналы онлайн-продаж. Кроме того, агентства предоставляют продавцам доступ к специализированным системам, которые позволяют загружать каталоги товаров и следить за заказами на всех площадках сразу — при создании индивидуальных API. Все это позволит продавцам экономить ресурсы и время на развитие непосредственно бизнеса».
При этом эксперты Kokoc Group подчеркивают, что, несмотря на рост конкуренции и усложнение механизмов работы в сфере онлайн-ретейла в России, маркетплейсы остаются одним из самых перспективных и эффективных каналов развития для малого и среднего бизнеса. Платформы электронной торговли позволяют продавцам быстро и легко достигать широкой аудитории покупателей, увеличивать объем продаж и масштабировать бизнес.
Таким образом, сегодня перед МСП-компаниями стоит ряд вопросов, которые им придется решить, прежде чем оказаться на маркетплейсе. Это не только маркетинговые инструменты, но и технологические. Среди них — проведение исследования о выявлении наиболее востребованных товаров, определение способов публикации листингов, форматов работы с каталогами на платформе, типа процесса обработки, отправки и доставки заказов. А для того чтобы стать успешными, потребуется решение не только организационных вопросов, но и рекламных. Ведь основная рекомендация небольшим локальным брендам в вопросе продвижения на маркетплейсах — быть на два шага впереди и делать акцент на новые способы продвижения, которые еще не скоро исчерпают свой потенциал.
Реклама ООО «Союз покупателей»