Аналитика данных о потребителе: основа эффективной коммуникации
В рамках AdIndex City 2020 состоялась секция Media Instinct, посвященная анализу данных о потребителях. Делимся с вами самыми интересными тезисами
Исследование потребителей — основа основ маркетинга. Без этого невозможно эффективное планирование ни одной коммуникационной кампании. При этом в последние годы эта задача стала намного более комплексной и сложной. Значительно ускорились тренды. Важно понимать, какие из них являются действительно значимыми для того, чтобы учитывать их в планировании кампаний. Увеличилось и число источников данных. Также появилась потребность в более точном таргетинге.
Среди участников:
- Евгений Балдин, директор по стратегии и исследованиям Media Instinct Group
- Александр Сироватский, директор по стратегии и развитию Media Instinct Group
- Елена Быковская, руководитель группы по стратегическому планированию Media Instinct Group
- Александр Сафронов, директор по стратегическому планированию в цифровых СМИ Media Instinct Group
- Юлия Шакирова, Chief Product Officer Media Instinct Group
- Максим Сивоконь, руководитель направления «Исследования коммерческих продуктов» X5 Retail Group
- Наталья Репетто, директор по стратегическому планированию Media Instinct Group
- Екатерина Котькина, директор по созданию и развитию инновационных технологий Media Instinct Group
МЕЖДУ ХАЙПАМИ И ТРЕНДАМИ
«Главный вопрос — как отличить хайп от тренда», — считает Елена Быковская, руководитель группы по стратегическому планированию Media Instinct Group. Во время коронакризиса ускорились все процессы, появилось очень много технологий и инноваций. Каждый клиент и участник рынка в ожидании новой значимой технологии, подобной Big Data. И нужно фильтровать весь поток новых явлений, чтобы выявить настоящий тренд.
Не стоит ориентироваться на размер тренда. Реальный вклад макротрендов в экономику или в эффективность бизнеса на начальном этапе составляет не более 1–3%. Например, доля мобильного интернета в 2007 году была 3,6%, а в 2019 — уже 74%. «Забавные фишки» с течением времени могут изменять правила на рынке.
Важным ориентиром при поиске реальных трендов остается цикл хайпа, предложенный Gartner. Большинство технологий проходят пять этапов: триггер инновации, пик чрезмерных ожиданий, дно разочарований, склон просветления и плато продуктивности. Используя эту методику, в Media Instinct начали выводить «коэффициент хайпа» — разницу между ожидаемой эффективностью на этапе пика завышенных ожиданий и реальной эффективностью, которая наступает на плато продуктивности.
Основное внимание брендам и агентствам надо уделять макротрендам, которые находятся на стыке индустрий и категорий — то есть сразу много игроков заинтересованы в развитии этих трендов, в результате плато эффективности идет по восходящей. Среди современных трендов к таким относятся экосистемы, Big Data и еще недавно мобильный интернет.
Александр Сироватский, директор по стратегии и развитию Media Instinct Group, в своем выступлении выделил три критерия оценки тренда:
- внедряемость;
- Business Value;
- ROI.
«После стадии разочарования происходит наиболее объективная оценка тренда. И здесь вероятность успешного внедрения инновации в бизнес составляет более 50%. Для сравнения: на пике хайпа она всего 20%», — отмечает Сироватский.
Также эксперт дал совет по работе с трендами: если вы внедряете новую технологию, то объем инвестиций должен быть в два раза ниже ожидаемой оптимизации от внедрения. Это поправка на тот самый коэффициент хайпа. В результате, даже если прогнозы по оптимизации окажутся завышены, вы все равно останетесь в плюсе.
СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РИТЕЙЛЕ
О принципах эффективной сегментации потребителей в розничной торговле рассказал Александр Сафронов, директор по стратегическому планированию в цифровых СМИ Media Instinct Group.
«Правила игры в ритейле для любой категории давно определены. Медиа генерирует трафик полки, а полка конвертирует трафик в покупку», — говорит Сафронов. Встает вопрос — как бизнесу повысить эффективность от своих медиавложений, ведь возможности без конца растить бюджет нет.
Один из вариантов — сегментация. Ведь разные аудиторные сегменты имеют разную ценность. Стратегия привлечения должна базироваться на потенциальном вкладе в бизнес.
Задача агентства сводится к тому, чтобы правильно определить, сколько стоит платить за привлечение того или иного сегмента клиентов. Это можно сделать на основе различных данных партнеров и данных клиента об уровне маржинальности. Формула расчета:
Стоимость привлечения < LTV * Индекс маржинальности * Коэффициент удержания
Работа должна строиться в Always-On-формате с использованием трех основных этапов: триггер, коммуникация и медиа.
Важно помнить, что сегментация не должна быть слишком сложной. Пять-семь сегментов достаточно. При этом одно сообщение на все сегменты не сработает, важна адаптация креативов и сообщений. Также не забывайте, что процесс взаимодействия не формируется мгновенно. Всему нужно время.
Дополнительно о глубокой аналитике в ритейле и правильной интерпретации данных рассказали Юлия Шакирова, Chief Product Officer Media Instinct Group, и Максим Сивоконь, руководитель направления «Исследования коммерческих продуктов» X5 Retail Group.
Агентство разработало годовую стратегию для одного из FMCG-брендов группы. Основной задачей было персональное общение с покупателем на протяжении года и оценка влияния от сего процесса на бизнес-показатели.
Помимо специфики самого бренда (самая высокая цена в категории и очень активное конкурентное окружение), существует и специфика всей сферы FMCG, а именно большое количество свитчеров (пользователей, легко переключающихся с бренда на бренд). Помимо этого, бренд мультикатегорийный.
Стратегия базировалась на подходе «от общего к частному», в рамках которой на первом этапе для коммуникации выбирался большой сегмент всех лояльных покупателей. А для подведения итогов первого этапа эксперты готовили срезы по матрице переключений до РК, после РК + атрибуция.
Несмотря на то что первый этап стратегии пришелся на период пандемии, по данным X5 Retail Group было заметно увеличение продаж для бренда на 22 пункта. Интересен тот факт, что в целом потребление категории снизилось, а пенетрация бренда увеличилась на 7 пунктов.
Благодаря декомпозиции продаж стало заметно, что основной прирост покупателей пришелся на тех пользователей, которые не покупали бренд ранее. Благодаря разбивке покупателей на «новых, ушедших и регулярных» также стало понятно, что на 7 пунктов снизился отток покупателей по потребителям, которые взаимодействовали с рекламой.
Благодаря анализу потребительской корзины удалось найти топ-10 категорий, которые наиболее часто присутствуют в корзине пользователей. Эти данные помогли в формировании набора сегментов на второй этап стратегии.
По словам Максима Сивоконя, объединение инструментов категорийной аналитики и инструментов медийной аналитики — будущее маркетинга FMCG-брендов.
АНТИХРУПКОСТЬ В ФАРМЕ
Выступление Натальи Репетто, директора по стратегическому планированию Media Instinct Group, было посвящено принципам эффективной коммуникации в фармацевтике.
«Когда начиналась самоизоляция, все думали, что фарм-бренды в безопасности. Но к концу апреля стало понятно, что повезло далеко не всем», — говорит Наталья Репетто. Падение ВВП России привело к сокращению доходов потребителей, что сказывается и на фарме.
Большинство категорий показали снижение в апреле 2020 года по сравнению с прошлым годом. Сильнее всего пострадали антигистаминные средства и венотоники. В плюсе только противопростудные (32%) и обезболивающие (11%) препараты, а также гепатопротекторы.
Пережить непростое время с меньшими потерями можно, если следовать нескольким правилам «антихрупкости». Например, постоянная поддержка до кризиса формирует устойчивость брендов к шокам. Также помогает увеличение поддержки в сложный период и сегментация.
Главный вывод заключается в том, что антихрупкость — это не только способность меняться и приспосабливаться, но это также и постоянство бизнеса. Важно постоянно поддерживать диалог со своим потребителем, и кризис не должен быть поводом, чтобы его остановить.
ПУТЬ К ПОТРЕБИТЕЛЮ
Закончилась секция докладом Екатерины Котькиной, Chief Innovations and Product Officer Media Instinct Group, которая рассказала о CDP (Customer Data Platform) как о фундаменте развития бизнеса.
На маркетинговом рынке 2020–2021 больше 200 рекламных продуктов/технологий. CDP позволяет найти комбинацию этих продуктов, которая дала бы возможность всегда:
1. быть рядом со своим потребителем;
2. делиться с ним полезной информацией (может даже обучать или рассказывать о
новых способах применения);
3. общаться с персоналией, а не с сегментом пользователей;
4. при этом не быть слишком назойливым;
5. контактировать с пользователем в наиболее понятном для него типе медиа — это
позволит бренду выполнять бизнес-KPI, а пользователю — осознанно делать выбор в
сторону бренда на длинной дистанции.
CDP — многофункциональная платформа, позволяющая составлять профили пользователей (сегментировать, микросегментировать) и контактировать с ними любыми каналами коммуникаций из «единого окна», персонализированно, учитывая историческое поведение пользователя и реакцию на контент.
CDP-платформы важны для бизнеса, и Екатерина Котькина рекомендует создавать их с агентством по следующим причинам:
- Доработка на стороне рекламных площадок, дата-поставщиков очень кастомна и доступна не всем.
- Через агентство проходит в сотни раз больше трафика, чем через клиента. Это значит, что именно у агентства есть возможность создания единого идентификатора пользователя для разных источников данных
- Инфраструктура агентства предполагает собственные отделы баинга разных типов СМИ, аналитики, разработки, performance, инновационных продуктов. Это дает возможность консолидировать инсайты по всем типам бизнеса. Использование этих инсайтов и данных — базис агентства.
В Media Instinct Group разработан ряд собственных продуктов, таких как собственная DMP, DSP Q-Bid, которые являются фундаментом для построения CDP-платформы для любого типа бизнеса.
можно посмотреть в спецпроекте