Где начать карьеру: плюсы и минусы работы в сетевых и независимых агентствах
Проект AdIndex для студентов и начинающих маркетологов и рекламистов «Траектория» запускает новую рубрику — «Путеводитель по рекламе». Наши эксперты расскажут о профессиях и способах развития на рекламном рынке. Первым гостем стал Вячеслав Золотарев, HR-директор iConText Group. Он разобрал ключевые отличия, достоинства и особенности старта карьеры в рекламном агентстве
До недавнего времени было принято делить маркетинговые агентства на два типа: сетевые и локальные (независимые). Теперь, после ухода международных сетей с российского рынка, их бизнес локализовался и остался работать под новыми названиями. Сразу скажу – однозначно ответить на вопрос, где лучше строить карьеру, не получится. Критерии, по которым ее можно назвать успешной, — вещь индивидуальная. Кроме того, внутренняя структура агентств может отличаться. Но есть некоторые общие признаки, на которые можно ориентироваться.
Преимущества работы в бывших сетевых агентствах
-
Количество вакансий. Сетевые агентства ведут широкий подбор. В среднем, по моим наблюдениям, в каждом из них открыто по 50 вакансий.
-
Статус сотрудника крупной компании. Для некоторых соискателей это важно. Почетный статус и положение служат для них мотивацией к выбору места работы. Они мечтают быть менеджерами или руководителями в крупном международном бренде, пусть и локализованном.
-
Большие возможности для вертикального карьерного роста. Реалии таких агентств располагают к этой цели: прозрачные пути развития, наличие открытых вакансий на уровень выше, высокая ротация кадров.
-
Четкие процессы и регламенты работы. С первого дня сотрудник знает, что делать. Все живут по общим правилам – тут трудно столкнуться с неразберихой и хаосом.
Недостатки
За свою практику я общался с большим количеством сотрудников сетевых агентств. Они выделяют следующие отрицательные моменты:
-
Узкая специализация. Зачастую сотрудники выполняют небольшой пул задач, работают с одним рекламным каналом или клиентом. Как следствие, у них не самый широкий кругозор в сферах бизнеса и инструментах.
-
Мне часто встречались сотрудники, ставшие «заложниками» своего узкого опыта. Представим, человек пять лет работает с одним каналом и одним клиентом — тут он непревзойденный эксперт. Но когда хочет сделать шаг влево, опыт оказывается нерелевантным, и многие вещи нужно начинать с нуля.
-
Часто у сотрудников нет возможности повлиять на процессы. Регламенты и процедуры очень строги: минимальное отступление проходит большой путь согласований и бюрократии.
-
На большинство стартовых позиций неспроста ведется такой массовый набор – испытательный срок пройдет далеко не каждый, так как людей много, и текучка высокая. Вряд ли вам будут подробно все объяснять и разжевывать, поэтому адаптационный период может быть стрессовым.
Преимущества работы в локальных агентствах
Ответить на этот вопрос чуть сложнее, потому что агентств очень много, и зачастую они слишком отличаются друг от друга. Я работал в нескольких локальных агентствах разной величины, попробую структурировать эту информацию.
-
Возможность простой коммуникации. Во всех локальных агентствах, где я работал, была возможность общаться, вносить полезные инициативы и предложения любым сотрудникам, вплоть до генеральных директоров и собственников.
-
Перспективы горизонтального роста. Я знаю множество случаев, когда сотрудники брали на себя ответственность за новые направления, ниши бизнеса, а иногда даже меняли сферу деятельности внутри одной компании. Например, переходили из контекстной рекламы в разработку.
-
В локальных агентствах часто можно расширить и углубить экспертизу, так как компании дают возможность учиться, обмениваться опытом, посещать конференции и профильные мероприятия. Порой мотивируют сотрудников быть там спикерами.
-
Гибкость. Как правило, ключевые решения принимаются быстро, перемены происходят молниеносно: внедрение новой технологии, освоение новой сферы — от идеи до реализации путь очень короткий.
В моей практике был случай, когда линейный сотрудник вышел к руководителю компании с инициативой по внедрению нового направления. Само собой, он серьезно подошел к вопросу планирования: посчитал необходимые ресурсы, саму экономику. Через два месяца он возглавил новое направление, а через полгода это уже был отдел с четырьмя сотрудниками.
Недостатки
Из возможных узких мест:
-
Не во всех компаниях внутренние процессы идеальны. Возможны случаи, когда новый сотрудник не знает, кто и за что отвечает, к кому можно приходить для решения тех или иных вопросов. Часто процессы меняются так быстро, что их банально не успевают прописать. Все ложится в колею уже по ходу работы.
-
Не всегда есть возможность вертикального карьерного роста. В частности, если компания небольшая. Например, в агентстве работают 20 человек, а в отделе трое, включая вас. Представим, что вы уже давно мечтаете стать руководителем отдела, а двум руководителям в одном отделе будет тесновато. Поэтому рост возможен в двух случаях: нынешний руководитель покинет компанию или перейдет в другой отдел. Такой момент представляется нечасто.
Советы новичкам
Если вы понимаете, что жить не можете без рекламы, но не обладаете релевантным опытом, то для начала нужно определить, в каком направлении двигаться. Сфера обширна, и запутаться легко.
Поймите свои сильные стороны. Исходя из этого вы сможете определить подходящее направление в рекламе. Например, вы сильны в цифрах, математике, виртуозно владеете Excel — возможно, стоит попробовать «техническое» направление. Скажем, контекстную или таргетированную рекламу. Или у вас развиты навыки общения, эмпатия, и вы, к тому же, хороший организатор — тогда имеет смысл посмотреть направления аккаунтинга, управления проектами.
Определите, к чему стремитесь. Хотите стать крутым специалистом или руководителем? Может, мечтаете о фрилансе и жизни на Бали? От этого сильно зависит вектор построения карьеры, поэтому с выбором лучше не затягивать. Иначе не добьетесь целей или сделаете массу лишних шагов.
Постоянно учитесь! Digital-специалист — это не та профессия, где, накопив багаж знаний, можно успешно работать долгое время. Каждый месяц появляются новые обстоятельства, тренды, средства оптимизации и автоматизации. Если человек не следит за новинками сферы и не применяет их на практике, то неизбежно останется за кормой и проиграет в конкурентной борьбе более продвинутым коллегам. В условиях рынка изучение новых технологий и инструментов имеет принципиальное значение.