Развитие личного бренда в Telegram — как привлечь свою аудиторию
Любой человек, погруженный в соцсети, сталкивается с многочисленными публикациями, посвященными развитию личного бренда. Кто-то заводит блог, чтобы транслировать свои мысли и идеологию, кто-то пытается продавать свои услуги, а кто-то развлекает публику разнообразными инструкциями и лайфхаками через digital-площадки. Эксперты компании Agenda Media Group рассказали об особенностях развития персонального бренда в Telegram и о том, почему это считается трендом 2023 года
Особенности площадки, о которых нужно знать
В 2021 году приложение Telegram попало в топ-5 самых популярных в мире. Согласно исследованию Sensor Tower, в первом квартале 2021 года мессенджер установил более 100 млн пользователей. В июне 2022 года Павел Дуров сообщил, что число пользователей Telegram во всем мире достигло 700 млн человек. Ранее в апреле 2022 Statista зафиксировала 500 млн человек — за пару месяцев размер аудитории мессенджера вырос на 40%. По понятным причинам в 2022 году ландшафт социальных сетей сократился, и выбор для пользователей сильно сузился. Представленные цифры служат подтверждением тому, что за аудиторией и развитием личного бренда в Telegram ушли бизнесмены, менторы, предприниматели из разных сфер.
Но что такое личный бренд? Это ваши навыки, достижения, способности, умения, о которых вы хотите рассказать людям. А раскрутка бренда — это способ сделать так, чтобы обо всем этом узнало больше пользователей. Если решение о развитии Telegram-канала принято, то нужно подойти к делу осознанно и учесть некоторые нюансы.
Конечно, если у вас была некая популярность до входа в Telegram на других
площадках, то она, безусловно, останется при вас.
Telegram — довольно «герметичная» социальная сеть, она живет по своим законам.
Аудитория в TG более требовательная и имеет уже состоявшиеся предпочтения по
контенту. Если вы наберете аудиторию в канале и станете популярны, то эта
популярность, скорее всего, не выйдет за пределы мессенджера. Эта же схема
работает и наоборот — очень мало блогеров, которые были популярны в других
соцсетях, успешно перешли в TG. Средняя конверсия составила 2,9%, что очень
мало. У каждой социальной сети свои струны и свой тон, которые нужно учитывать.
Перемещение в Telegram из другой соцсети — шаг рискованный, и, скорее всего, не
получится сделать это эффективно. Безусловно, есть свои исключения. Например,
Ксении Собчак удалось перевести львиный процент своей аудитории в
TG-канал.
В Telegram на вас почти нельзя будет наткнуться случайно. Здесь нет нативных рекомендаций или, например, страниц, куда ваши работы могут попасть без вашего ведома. Чтобы на вас наткнулись в Telegram, вы должны либо сделать рекламные посевы, либо выпустить материал вне мессенджера, который заинтересует огромную аудиторию. Только в этом случае вы можете рассчитывать на цитирование и возможность повышения охватов. Существует еще один способ, который имеет один нюанс — официальная Telegram-реклама. Но об этом чуть позже.
Алгоритм действий в начале работы
Начинаем с оформления личного канала, которое включает аватар, название, описание, публикацию первых постов и контент-план. Личный канал не должен быть похож на паблик, поэтому в качестве аватара может быть ваша фотография, но без излишней пафосности.
В случае развития личного бренда название и описание канала должно быть понятно без объяснений и отражать то, что за всем этим стоит человек. Как, например, названия «Полезный Парфун» или «Говори с Леонидом Смеховым». В описании желательно прописать позиционирование. Если в описании есть ссылка на вас в соцсетях, желательно и ваш личный аккаунт привести в форму: поставить хорошую аватарку, в личном профиле указать, кто вы, и дать ссылку на канал.
Контент должен быть адаптирован под Telegram, так как к этому каналу не все подойдет. Необходимо запомнить, что в мессенджере нет stories, а видео работает не так хорошо, как в других социальных сетях. Текст — полноправный царь Telegram. По большей части, пользователям не так нужен визуал или креатив, как ваше личное мнение. Именно поэтому стратегически важно выработать личный стиль написания.
В Telegram момент частоты контента максимально сбалансирован из-за отсутствия алгоритмов. Если так вышло, что вы можете выпустить на этой неделе только один пост, то ничего страшного. В следующий раз ваша публикация поднимется выше. Но если вы долго будете отсутствовать, о вас забудут и в какой-то момент отпишутся. В среднем 5–10 постов в неделю — это норма для канала с личным брендом. Можно писать каждый день по посту.
Форматы контента всегда везде одни и те же. Экспертный контент — самый
распространенный. Сюда входят кейсы, эксперименты, аналитика ниши, особое
мнение, разбор ошибок, мифы, наблюдения, оценка и исследования. Подойдет и
личный контент, когда вы рассказываете про себя, про свои увлечения, ценности и
так далее. Иногда нужно сделать так, чтобы подписчики контактировали с вами, и
тут на помощь приходит вовлекающий контент. Это могут быть вопросы и
предложение поделиться мнением по определенной теме.
Метрики, которые необходимо закрыть
Если вы проработали все вышеперечисленные пункты, то можно приступать к вовлечению аудитории в канал. Обычная практика заключается в том, чтобы сначала приглашать всех знакомых профессионалов. Если вы давно работаете в отрасли, таких контактов должно быть много. Так формируется ядро аудитории, оно может составлять несколько десятков человек, которые пригласят еще кого-то. В итоге мы зададим вектор аудитории и, если продвижение будет органическим, он в таком направлении и пойдет. Если вы добавляете в канал топ-менеджеров, маркетологов, руководителей SMM-направлений и других — дальше именно такая качественная аудитория и будет наполнять канал.
На каком-то этапе часть контента начинает вируситься — и тут приходит немного другая аудитория. Она тоже профессиональная, но уже не такая узкая. Плюс подключаются люди, которые просто интересуются определенными темами, например, кино или сериалами.
Важно рассказывать о себе и своей компании нативно, не навязывать слишком прямолинейно свои услуги. Есть повод — например, у компании вышел новый классный продукт; можно рассказать об этом кейсе, поделиться информацией, как удалось сделать продукт вирусным и востребованным на рынке. Это все полезная информация, а косвенно происходит естественное и накопительное продвижение услуг компании.
Особенности работы алгоритмов Telegram в продвижении канала
Нормальное состояние почти любого Telegram-канала — органическая отписка. Если в большинстве соцсетей идет погоня за органической подпиской, здесь надо контролировать отписку и стараться ее минимизировать. Так как рекомендательных алгоритмов нет, Telegram сам никак не продвигает канал. Все нужно делать самому, для роста аудитории необходимо постоянно вкладываться в канал, чтобы приток подписчиков превышал отток.
Самые популярные способы продвижения — посевы в других каналах и прямая реклама в Telegram Ads. И то, и другое достаточно дорого. Еще есть альтернативные методы, которые уже успешно осваивают профессиональные таргетологи. Они ведут подписчиков в канал из «Яндекса» с помощью посадочных страниц, лид-магнитов, «Дзена» и других методов. Некоторые умудряются получать подписчиков за относительно приемлемую цену из VK. В свою очередь, «Яндекс.Бизнес» недавно объявил о том, что с помощью их сервиса владельцы Telegram-каналов могут искать новых подписчиков за пределами мессенджера. Чтобы воспользоваться функцией, нужно в личном кабинете указать ссылку на канал и выбрать посты, которые нужно продвигать. Затем «Яндекс.Бизнес» автоматически создаст из них рекламные объявления.
Здесь все очень быстро меняется, однако неизменным инструментом с основания Telegram и до сегодняшнего момента пока остаются посевы.
Ценовая политика, внутренние правила
Лет пять назад казалось, что 10 рублей за подписчика в Telegram — это много. Сейчас очень хорошая цена в сложном сегменте (а маркетинг и бизнес — это именно такая тема, в отличие от развлечений и юмора) находится в пределах от 40 до 80 рублей. На самом деле 40 рублей — на грани фантастики, скорее надо ориентироваться на верхний потолок. Часть подписчиков может выйти в цену за 100 рублей, за этим должен постоянно следить таргетолог, чтобы цены не улетели в космос. Достойным результатом можно считать 100-200 рублей за подписчика.
В Telegram Ads некоторое короткое время (месяц-полтора осенью) можно было зайти с бюджетом в 20 тыс. рублей и протестировать его. Сейчас порог входа опять увеличился примерно до 4 тыс. евро с учетом всех комиссий. Это довольно высокий порог входа. Но есть надежда, что с учетом стремительного развития TG в России Павел Дуров запустит еще способы продвижения, и они будут доступны для всех.
Что касается самих объявлений, они достаточно строго модерируются. Должны быть не более 160 знаков, нельзя использовать обращения, повелительное наклонение и так далее. Приходится много отсеивать, чтобы сделать объявление по всем правилам, при этом интересным и работающим. Задача не из простых. При этом, как всегда, есть парадоксы модерации — иногда платформа пропускает объявления о сомнительных астрологах, гадалках и криптовалютах.
С посевами все проще: тут либо пользуешься услугами агрегаторов или опытных людей, которые знакомы с администраторами каналов и у которых свои выгодные цены, либо сам пробиваешься, ошибаясь и порой переплачивая. Но тестирование — это неотъемлемый этап любой работы по продвижению.
Развивать канал самостоятельно возможно, но нужно помнить, что это потребует в первую очередь больших вложений с точки зрения времени. Основной процент будет уходить на создание и ежедневное поддержание контента, а также на посевы, чтобы подписчики могли найти вас. Если вы готовы уделять этому время и представляете, каким в перспективе должен быть ваш канал (количество подписчиков, тематика, контент), то можете смело приниматься за дело.