«Как научиться шутить»: Отрывок из книги об инженерном подходе юморотворчеству
Отечественный рекламист и «популяризатор рекламы» Алексей Иванов написал книгу, раскладывающую юмор на формулы и правила, которые помогают понять, как работают шутки. Подобные упражнения помогают развитию креативности и могут быть полезны в том числе рекламистам, поэтому AdIndex делится с читателями ознакомительным отрывком
Эффект Зейгарник
Один из известных феноменов, который сегодня описан во всех учебниках по психологии, был открыт нашей соотечественницей Б. В. Зейгарник в 20-е годы прошлого века. Любопытно, что сделать открытие помог никому не известный немецкий официант.
«В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды вместе с учителем она зашла в многолюдное кафе.
Ее внимание привлек тот факт, что официант, который принял заказ, ничего не записал.
Хотя перечень заказанных блюд был обширным, он принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами и сказал, что никогда не записывает и никогда не забывает.
Тогда психологи попросили его перечислить, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Так возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия».
Эту работу и проделала Блюма Вульфовна Зейгарник.
Она предлагала участникам эксперимента за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Поскольку время решения определялось ею произвольно, она могла позволить человеку найти решение, либо в любой момент объявить, что время истекло, и задача не решена.
Спустя несколько дней испытуемых просили вспомнить условия задач, над которыми они работали.
Выяснилось, что в случае, если решение задачи было прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно в два раза превышает число оставшихся в памяти задач завершенных. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник».
Его объяснение следующее. Эмоциональное напряжение, которое не получило разрядки в условиях незавершенного действия, способствует его сохранению в памяти. Мозг человека «цепляется» за неоконченные действия, запоминает их и возвращается к ним снова и снова.
Вот эта особенность нашего сознания, которая проявляется в стремлении к завершенности, и эксплуатируется активно юмористами и сатириками.
Хотите, чтобы ваша шутка крепко запомнилась? Берите их секрет (или брейнхак, как говорит подрастающее поколение) на вооружение.
Дружите с классиками. Подражайте высоким умам. Приглашайте их в соавторы. Заимствуйте их строки и мысли, которым выпала счастливая судьба. И цитируйте их в миллион первый раз. Но не целиком, не полностью.