22 Января 2016 | 11:00

Динамика зарплат и спроса на специалистов маркетинговых коммуникаций: исследование рынка труда

HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS специально для AdIndex.ru подготовили заключительный ежеквартальный отчет по рынку труда маркетинговых коммуникаций. В четвертом квартале 2015 года были проанализированы 16 категорий специалистов: SMM, SEO-продвижение, контекстная реклама, web-дизайн, маркетологи, стратеги и др.

Методика исследования строится на анализе ключевых интернет-площадок для поиска работы: НeadHunter, SuperJob, Rabota.mail.ru, Rabota.ru, Rabota.yandex.ru. Анализировалось общее количество вакансий на площадках, количество вакансий по отдельным направлениям и заработная плата. География исследования – рынок труда Москвы.

Для оценки динамики спроса работодателей на специалистов сферы маркетинговых коммуникаций в четвертом квартале 2015 года были отобраны следующие категории специалистов:

 

  • Account Manager
  • Senior Account Manager
  • Account Director
  • Маркетолог
  • Интернет-маркетолог
  • Руководитель отдела маркетинга
  • Стратег
  • SMM-менеджер
  • Руководитель отдела SMM
  • SMM-специалист
  • SEO-специалист
  • Специалист по контекстной рекламе
  • Web-дизайнер
  • Менеджер по продажам
  • Менеджер по интернет-продажам
  • Руководитель отдела продаж.

 

 

Совокупный объем вакансий на рынке сократился более чем на 20% и вернулся к уровню начала года.

 

 

Рост спроса на digital-специалистов продолжался примерно до середины квартала, потом началось его существенное падение. Больше всего были востребованы работники SMM. Спрос на специалистов по контекстной рекламе, SEO и web-дизайнеров существенно снизился к концу квартала. Например, спрос на SEO-специалистов упал на 35%.

 

 

Заработная плата специалистов по SMM так и осталась ниже средней по Москве. Однако при этом заработные платы специалистов по SEO и контекстной рекламе показали позитивную динамику: с 73 тыс. руб. до 83 тыс. руб. и 72 тыс. руб. до 76 тыс. руб. соответственно.

 

 

В четвертом квартале 2015 года абсолютный спрос на руководителей и старших менеджеров по работе с клиентами остался почти на прежнем уровне, тогда как спрос на линейных сотрудников сильно упал.

 

 

Существенно упал спрос на менеджеров и руководителей по работе с клиентами. Уровень спроса на директоров отделов сохранил свое значение.

 

 

Средние заработные платы менеджеров по работе с клиентами почти совпадают со средней заработной платой в Москве. Ценовые предложения снижались для директоров по работе с клиентами в середине квартала, но восстановили свои значения к концу года.

 

 

Среди специалистов по маркетингу за четвертый квартал не произошло существенного изменения структуры спроса.

 

 

Однако общая величина спроса все же уменьшилась. Спрос на руководителей отдела упал более чем на 20%, спрос на интернет-маркетологов и маркетологов общего профиля упал на 15% и 10% соответственно.

 

 

Средние заработные платы маркетологов стабильно находятся выше средних по Москве. Так, ценовое предложение для маркетолога выросло в среднем с 74 тыс. руб. до 80 тыс. руб.

 

 

В середине квартала наблюдалось существенное увеличение доли специалистов по SMM при падении спроса на руководителей отделов.

 

 

Спрос на SMM-менеджеров вырос на 30% к середине квартала, но вернулся к первоначальному значению в конце отчетного периода. Спрос на руководителей отделов SMM падал более чем на 80%, и к концу года оказался на 20% ниже, чем в начале квартала.

 

 

Средние заработные платы специалистов по SMM оставались на уровне ниже среднего по Москве на протяжении всего квартала. Предложение для руководителей отделов не существенно превышает среднее предложение по Москве – около 75 тыс. руб.

 

 

На фоне общего падения спроса на менеджеров по продажам  претенденты на руководящие позиции отдела продаж остались почти так же востребованы, как и в начале квартала.

 

 

Падение спроса на специалистов по продажам наблюдается во всех сегментах. Так, спрос на специалистов по продажам общего профиля упал на 44%, на специалистов по продажам в интернете снизился на 39%, спрос на руководителей отделов продаж упал на 19%.

 

Средние заработные платы специалистов по продажам находятся выше среднего уровня по Москве. Зарплата специалиста по интернет-продажам выросла с 98 тыс. руб. до 114 тыс. руб., заработная плата руководителя отдела продаж, наоборот, снизилась со 148 тыс. руб. до 127 тыс. руб.

 

 

Спрос на стратегов упал на 50% при существенном росте среднего зарплатного предложения.

«Стратеги – это отдельная категория специалистов, востребованность в которой зависит от конъюнктуры рынка и конкретных потребностей работодателя в текущий момент, – отмечает президент iMARS Владимир Ступников. – Как правило, на рынке не так много специалистов-стратегов, которые имеют необходимый опыт, и в большинстве своем такие сотрудники работают в крупных компаниях. Очевидно, что не каждая компания может позволить себе держать в штате специалиста по стратегии, учитывая специфичность этой профессии и довольно высокие зарплатные ожидания».

 

 

По итогам третьего квартала 2015 года отмечался рост спроса на специалистов-стратегов, который составил 25% по сравнению с предыдущим периодом. В четвертом квартале наблюдалось существенное падение. Однако в то же время заработная плата данных специалистов к концу года оказалась почти в 2,5 раза выше средней зарплаты по Москве – 175 тыс. руб.

 

 

В общем распределении спроса лидерство за собой сохранили менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами и маркетологи.

«Распределение спроса на диаграмме отражает рыночную ситуацию, – говорит Екатерина Ламинина, управляющий партнер HR-бюро Big Fish Recruitment. – Общий спрос на продажников и эккаунтов логично упал перед новогодними праздниками, так как работодателям невыгодно нанимать сотрудников, которые смогут показать результат только в начале следующего года. Тем не менее специалисты этой категории остаются самыми востребованными и высокооплачиваемыми».

О том, как менялись спрос и средний уровень зарплат специалистов в течение 2015 года, можно прочитать по ссылкам:

Первый квартал 2015 года

Второй квартал 2015 года

Третий квартал 2015 года
 

Тома Жаме, IPG Mediabrands: блокировщики рекламы открывают новые возможности для креативщиков КРУПНЫЙ ПЛАН. Олег Азарьев, генеральный директор OMD Media Direction «Маленький рынок – это большие перспективы»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.