Как система набора призовых на The International 2013 навсегда изменила мир гейминга
Dota 2 изменила не только киберспорт. В 2013 году перед главным турниром года в игру добавили «Интерактивный компендиум», чтобы увеличить призовой фонд The International. 25% с продаж Компендиума шли в призовые. За 10 лет система сильно эволюционировала и распространилась повсеместно — от простейших мобильных игр до самых дорогостоящих проектов. «Кибер»* совместно с AdIndex расскажет, как The International 2013 запустил новую эпоху в мире гейминга
*Кибер — медиа Sports.ru о киберспорте, играх и кино.
В первой серии мы рассказывали о том, как призовые в киберспорте навсегда поменялись после первого The International.
Как это устроено?
Самый первый вариант «Интерактивного компендиума» выглядел как книга, в которой можно было узнать всю информацию о The International 2013, сделать прогнозы и поучаствовать в фэнтези-турнире.
Первый Компендиум был зеленым — в цвет руны регенерации в
игре
Доступ к Компендиуму стоил $10, по $2,5 с каждой покупки шло на увеличение призового фонда The International — вдобавок к базовым $1,6 млн. Игроки пополняли призовой фонд турнира и получали за это награды: внутриигровую косметику, право выбрать участников турнира 1x1 и матча всех звезд. По мере того как увеличивалась общая сумма, открывались новые награды. Единственная, которую так и не удалось открыть в 2013 году, — право выбрать следующего героя, который появится в игре.
За 98 дней действия Компендиума призовой фонд увеличился в 1,8 раза — почти до $2,9 млн. Так Valve побила свой же рекорд призового фонда киберспортивного турнира.
Последняя достигнутая цель на The International 2013 — владельцы
Компендиума получили новый предмет качества Immortal
В таком виде Компендиум появлялся перед The International еще дважды, каждый раз с еще большим количеством наград и новыми рекордами. В 2016 году Valve представила совершенно новую систему — Battle Pass. Начальный доступ все так же стоил $10, но появилось важное отличие. Теперь у каждого игрока была своя линия наград, которая никак не зависела от общего призового фонда турнира.
В новом Боевом пропуске было 2500 уровней, открывать их и получать награды можно было, выполняя задания в игре. Но самый быстрый способ — конечно же, купить нужное количество уровней.
Боевой пропуск The International 2016
В призовой фонд по-прежнему уходило 25% от продаж. И на каждом The International он непременно рос по сравнению с предыдущим годом. К 2021 году Valve установила рекорд, который пока что не побил никто, — $40 млн. В прошлом году компания изменила подход к системе: Боевой пропуск вышел позже обычного, за 60 дней до турнира, но продолжал действовать и после окончания The International. При этом более ценные награды тоже вышли уже после турнира. Из-за этого в 2022 году в призовой фонд попало только $18,9 млн.
Темп набора призового фонда The International разных лет. Источник:
Dota 2 Prize Pool Tracker
Как эта система перевернула монетизацию игр?
В конце 2017 года у Valve появились первые подражатели: Epic Games презентовала свою версию Battle Pass для Fortnite. Тогда почти никто не пытался разработать свой Боевой пропуск, создатели игр неплохо зарабатывали и на лутбоксах — предметах, откуда выпадали случайные награды. В январе 2023 года Европарламент проголосовал за ограничение подобной модели из-за схожести с азартными играми, хотя разговоры об этом шли давно — почти все время существования лутбоксов. Epic Games же быстро обратили внимание на новую модель из Dota 2 и развили ее.
Главное — в Fortnite появилась бесплатная версия Боевого пропуска. Игроки могли зарабатывать награды, просто выполняя внутриигровые задания. Но без покупки неограниченного Боевого пропуска можно было получить только малую часть наград. Все самые ценные были именно в платной версии за те же самые $10, как в Dota 2.
Боевой пропуск в Fortnite
Конечно, прокачка Боевого пропуска в Fortnite не ограничивалась только заданиями. Как и в Dota 2, здесь можно купить нужное количество уровней, пропустив долгие и сложные задания. Еще одно важнейшее отличие Battle Pass в Fortnite — он действует круглый год, меняя сезоны, без привязки к конкретному событию, как The International.
Обновленная система Epic Games заработала ничуть не хуже оригинала! В мае 2018 года, в первый день третьего сезона Fortnite, Боевой пропуск купили больше 5 миллионов раз. 50 миллионов долларов за день без учета купленных уровней — такое не удавалось даже Valve. Рекорд первого дня Боевого пропуска в Dota 2 — $26,2 млн в 2021 году.
Ошеломительный успех адаптации Battle Pass в Fortnite и негативный образ устаревших лутбоксов побудили многих разработчиков вводить Боевые пропуска. Теперь подобные системы есть во всех условно-бесплатных играх: от простейших мобилок до крупнейших игровых проектов мира.
Боевой пропуск в мобильном симуляторе акулы Hungry Shark
Боевой
пропуск в многомиллионной Call of Duty: Warzone
В 2023 году Valve отказалась от концепции Боевого пропуска из-за
перераспределения ресурсов в компании: разработчики хотят уделять больше
времени обновлению игры, а не контенту для Battle Pass. Теперь Valve выпустила
компендиум — прямо как в старые времена. И мы все еще не знаем, каким
будет призовой фонд предстоящего The International. Кажется, успехи монетизации
Battle Pass он не повторит.
Этот текст — е последний в рамках совместного проекта «Кибера» и AdIndex об
истории и влиянии The International. Впереди вас ждет завершающая, третья часть
сериала.