Рынок Smart TV восстановился после ухода иностранных брендов
В прошлом году изменилась структура рынка. Лидер сегмента Samsung уступил место китайской Haier
В течение всего 2023 г. в России держался повышенный спрос на телевизоры и Smart TV. Доля продаж умных телевизоров в целом на рынке в прошлом году составила 85%, в РФ их продано 7,4 млн — рост на 45% год к году. Рынок полностью восстановился в натуральном выражении, согласно данным исследования J’son and Partners Consulting (есть в распоряжении AdIndex).
По прогнозу исследовательской компании совокупный среднегодовой темп роста в этом сегменте до 2027 г. составит 6%.
Структура рынка изменилась за счет роста числа марок и доли китайских брендов. По итогам 2023 г. в России сменился лидер продаж в сегменте телевизоров. Китайский Haier потеснил южнокорейский Samsung. По данным FPlus, Haier занял 11,5% рынка в штуках, второе место — у Xiaomi — 8,3% и третье — у Hisense — 6,6%. Samsung стал четвертый с показателем 5,1% (годом ранее — 25,3%).
Кроме того, ассортимент брендов телевизоров расширился благодаря компаниям из Турции, РФ и стран СНГ. В прошлом году 49 производителей предлагали свои Smart TV в России. Сейчас для таких типов девайсов также работают отечественные операционные системы (ОС): «Салют ТВ 2.0», «Яндекс ТВ» (YaOS) и Ozon TV.
По данным «М.Видео-Эльдорадо», продажи Smart TV с российскими ОС за 2023 г. увеличились в три раза — доля рынка выросла с 5 до 15%. Это связано с удобством взаимодействия с экосистемными сервисами, такими как онлайн-кинотеатры, голосовые помощники и умные колонки, отметили эксперты.
Что касается аудитории Smart TV в России, то более половины пользователей таких телевизоров проживают в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек. Около 63% респондентов смотрят телевизионные передачи на Smart TV.
Различий в частоте просмотра видеоконтента между всем населением и владельцами Smart TV нет. Более половины зрителей умных телевизоров смотрят видеоконтент онлайн ежедневно. Еще 34,5% — несколько раз в неделю.
Почти 50% опрошенных владельцев Smart TV оплачивают подписку для просмотра фильмов, сериалов и спорта в онлайн-кинотеатрах. Однако 48% все же предпочитают бесплатно смотреть контент с рекламой. Аренда и покупка видео непопулярна — ими пользуются 3,2 и 3,8% респондентов соответственно.
Анализ сделан на основании данных, собранных в январе 2024 г. во время онлайн-опроса жителей России, в городах с населением от 100 тыс. человек.
После 2022 г. из России ушли несколько крупных магазинов приложений, в том числе Google Play и App Store. Эти компании приостановили свою деятельность и ограничили доступ к своим услугам для российских пользователей. Российские разработчики по-прежнему могут публиковать свои приложения на этих платформах, однако с определенными ограничениями и требованиями.
Кроме того, многие зарубежные видеосервисы официально прекратили свою работу в России. Прямой запрет на загрузку российских приложений непосредственно в Smart TV под управлением Android TV и Apple TV сейчас существует только для российских медиакомпаний, попавших под санкции.
В августе прошлого года правительство России утвердило перечень из 40 отечественных программ, которые производители или продавцы смартфонов, компьютеров и цифровых телевизоров должны установить на устройства перед продажей в России. Распоряжение вступило в силу с 1 января 2024 г. В общий список был добавлен магазин приложений Rustore, а в перечень для Smart TV вошел «Яндекс Браузер», а также видеосервисы Amediateka, Kion, «Билайн ТВ», «Триколор Кино и ТВ онлайн» и «Дом.ru Movix».
Кроме того, в этом году был опубликован проект концепции развития телевещания до 2035 г. Итоговый документ должен быть готов 1 июля. Одно из предложений — сделать приложение «ВитринаТВ» единым для мобильных платформ и Smart TV при распространении телеканалов первого и второго мультиплекса.