Депутаты хотят запретить платный возврат товаров на маркетплейсах
Крупным онлайн-площадкам также планируют запретить создавать условия для продажи СТМ в ущерб другим продавцам
Глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой России» внесли в Госдуму закон о регулировании деятельности маркетплейсов. В частности, проект запретит торговым площадкам требовать с покупателя компенсацию за возврат товара.
Проект разработан в целях установления основ государственного регулирования деятельности агрегаторов информации на товары (маркетплейсов). Документ определяет права и обязанности продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и самих торговых площадок.
Законопроект предлагает ввести общее регулирование для всех маркетплейсов и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. В пояснительной записке отмечается, что маркетплейсы, имеющие значительное положение на рынке, могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты.
Компаниям, которые занимают более 20% рынка, предлагается запретить изменять условия договора услуг и ухудшать положение продавцов и владельцев ПВЗ без предварительного уведомления (не менее чем за 30 дней). Кроме того, таким маркетплейсам хотят запретить создавать условия для продажи собственных торговых марок (СТМ) в ущерб продаже товаров других продавцов.
Совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги. А суммарный размер неустоек за неисполнение продавцом договора не должен превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.
Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 марта 2025 г. Контролировать соблюдение описанных в нем требований будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В пресс-службе Wildberries (где также действует платный возврат) рассказали AdIndex, что законопроект с компанией не обсуждался.
«Индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам. Учитывая это, регулярные инициативы о новом регулировании маркетплейсов должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацеленными на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер», — сообщил маркетплейс.