Redmond обвинила конкурентов в нарушении прав на товарный знак
Конкуренция между производителями мультиварок вышла в юридическую плоскость: компания Redmond зарегистрировала как товарный знак название распространенной в таких устройствах функции приготовления пищи multicook. Благодаря этому ей удалось с полицией опечатать партию продукции своего основного конкурента Polaris, но в ответ продажи самой Redmond приостановила сеть «М.Видео». Redmond и Polaris делят больше половины российского рынка мультиварок, оценивающегося почти в 25 млрд руб. в год
Компания Redmond потребовала от ритейлеров убрать из продажи мультиварки Polaris. В письме (копия есть у "Ъ") сообщается, что петербургское ООО "Редмонд" владеет товарным знаком multicook (в дословном переводе — "мультиповар"). Компания указывает, что не давала разрешений на его использование, но он встречается у мультиварок Polaris. Redmond считает такой товар "контрафактным", его продажу "уголовно наказуемой" и требует прекратить "незаконное использование объектов интеллектуальной собственности". Представитель Redmond сообщила "Ъ", что компания лишь пытается защитить свои права в соответствии с Гражданским кодексом. По ее словам, соответствующее дело, в частности, находится на рассмотрении в центре исполнения административного законодательства ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (копия обращения Redmond в полицию также есть у "Ъ"). В Polaris не ответили на запрос "Ъ".
Недавно в Санкт-Петербурге при участии полиции опечатали партию мультиварок Polaris в одном из центральных магазинов "М.Видео", знает собеседник "Ъ" на рынке бытовой техники. В Redmond и "М.Видео" не комментируют эту информацию. Представитель ритейлера уточнил, что в компании изучают претензии и до выяснения ситуации остановили продажи самой Redmond. "По опыту такие методы часто используются как средство привлечения внимания к бренду. Но такие действия наносят вред как инициирующей стороне, так и рынку в целом. Впереди сезон высоких продаж, и тяжба может сказаться на продажах",— заявил представитель "М.Видео" Антон Пантелеев. Письмо от Redmond также получили, например, в Media Markt. Представитель сети Анна Трофимова сообщила, что компания выполнила требования Redmond.
Polaris направил партнерам ответное письмо (копия есть у "Ъ"), в котором называет претензии безосновательными. Во-первых, объясняет компания, Polaris не использует товарный знак multicook для индивидуализации продукции. Во-вторых, спорный бренд зарегистрирован лишь по классу самой техники, а в мультиварках Polaris обозначает только программу приготовления пищи, то есть встроенное ПО. Кроме того, Polaris утверждает, что начала использовать слово multicook еще до того, как его зарегистрировал Redmond, и теперь готовит обращение "в антимонопольные органы по факту недобросовестной конкуренции".
Пока товарный знак зарегистрирован, государство должно его защищать, то есть Polaris, скорее всего, действительно нарушает права Redmond, считает гендиректор юридической компании "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков. Но возникает вопрос, насколько правомерна сама регистрация такого знака, рассуждает он: "Велики шансы, что его охрану аннулируют". По его информации, Redmond пыталась зарегистрировать в России товарный знак "мультиповар", но это не удалось из-за протестов других производителей.
Redmond и Polaris — крупнейшие участники российского рынка
мультиварок. По данным "М.Видео", доля Redmond в первом полугодии достигла 33%
в денежном выражении, Polaris — 26%. Весь объем рынка за шесть месяцев
составил, по данным ритейлера, 8,6 млрд руб., в 2013 году — 24,5 млрд руб. В
этом году рынок мультиварок падает — за первые восемь месяцев оборот сократился
практически на треть, в значительной степени за счет снижения средней цены,
указывает консультант GfK по малой бытовой технике Кирилл Приятель. По его
словам, этот сегмент начал активно расти в 2012 году, когда темпы прироста
измерялись трехзначными числами в процентах, а сейчас доля мультиварок в
продажах техники стабилизировалась. Но уже через один-три года жизненный цикл
первых устройств закончится и потребители снова начнут активно их покупать,
прогнозирует эксперт.
Источник: Коммерсантъ