ФСБ предлагает сэкономить на хранении пользовательских данных
Федеральная служба безопасности (ФСБ) готова пойти на уступки интернет-компаниям, которые по закону о блогерах теперь обязаны хранить данные о своих посетителях в течение полугода. Избежать затрат на дорогостоящее оборудование можно, если обеспечить ФСБ постоянный доступ к любой информации о пользователях, за исключением переписки, на добровольной основе
Вчера на сайте "Роскомсвобода" были опубликован ряд регламентов, которые конкретизируют исполнение так называемого закона о блогерах. Официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил "Ъ" подлинность документов, подчеркнув, что это их рабочие версии. Еще один регламент, наиболее заинтересовавший интернет-отрасль, разработан ФСБ, он описывает порядок хранения информации и ее предоставления спецслужбам организаторами обмена информации. В частности, речь идет об их обязанности хранить данные об активности своих пользователей в течение полугода на территории России. Закон о блогерах был подписан Владимиром Путиным 5 мая, вступает в силу 1 августа.
Норма об организаторах обмена информацией стала одной из наиболее дискуссионных при подготовке законопроекта о блогерах. Первоначально под ее действие предлагалось подвести не только лицензированных операторов связи и владельцев сайтов, но и блогеров и пользователей социальных сетей с числом подписчиков или посетителей, превышающих 3 тыс. человек.
Таким образом, хранить информацию могли стать обязанными не только операторы и социальные сети, но и сами пользователи. В случае с последними это было практически невозможно, что признавали и разработчики законопроекта, обещав решить эту проблему позже. В опубликованных вчера регламентах простые пользователи не упоминаются.
Как следует из регламента, российские интернет-сервисы должны будут хранить данные обо всех пользователях. А иностранные социальные сети и другие интернет-компании будут хранить информацию о пользователях, осуществивших регистрацию с территории РФ, указавших во время регистрации Россию в качестве места жительства или работы, использовавших при регистрации или пользовании сервисом удостоверение личности гражданина РФ, номера счетов российских банков или банковских карт, эмитированных таким банками, номера телефонов российских сотовых операторов.
В регламенте указывается также, какую конкретно информацию должен хранить интернет-сервис. Это идентификатор пользователя в информационном сервисе, список его контактов с указанием категории ("друзья", "подписчики") и данные о переписке пользователя (количество и объем сообщений). Кроме того, интернет-компаниям придется хранить информацию о посещениях пользователем страниц интернет-форумов, блогхостингов, социальных сетей с указанием сетевых адресов и точного времени посещений. Под контроль попадает информация о произведенных пользователем денежных операциях в электронных платежных системах, а также информация об оказанных интернет-компанией пользователю платных услугах (с указанием точного времени их оказания, суммы, валюты, использованной платежной системы). В регламенте написано, что накапливаемая информация "не включает содержание электронных сообщений пользователя".
Но одно из ключевых предложений ФСБ в том, что организаторы обмена информации могут быть освобождены от обязанности, которая возникает у них вследствие требования закона о блогерах, а именно "самостоятельно хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков и иных электронных сообщений пользователя сети". Эту обязанность спецслужбы готовы взять на себя, в случае если организатор распространения информации "по согласованию с руководителем уполномоченного госоргана, осуществляющего обеспечение безопасности РФ, обеспечит своевременное и полное предоставление на постоянной основе в согласованном порядке информации", говорится в регламенте. В документе не поясняется, нужно ли спецслужбам получать отдельное судебное решение на доступ к информации о действиях интернет-пользователя. В центре общественных связей ФСБ на этот вопрос вчера не ответили.
"Текущая реализация подзаконных актов действительно подразумевает, что доступ ФСБ к информации о пользователях на постоянной основе будет осуществляться без каких-либо разрешений и решений суда. Однако этот пункт в ближайшее время будет обсуждаться с представителями службы безопасности",— сообщил "Ъ" источник в интернет-отрасли.
Предложение ФСБ может быть выгодно для бизнеса, поскольку позволит ему сэкономить. Для реализации закона о блогерах потребуются как финансовые, так и временные ресурсы — например, серверные мощности для хранения данных, а возможно, и дополнительная разработка, поясняют в пресс-службе "Яндекса". "Оценить размер затрат мы пока не готовы, потому что подзаконные акты, в том числе и те, которые устанавливают конкретный перечень подлежащих хранению данных, еще находятся на согласовании",— сообщили в компании. С точки зрения норм гражданского общества предоставлять на постоянной основе доступ ФСБ к информации о пользователях, возможно, не слишком этично, однако это было бы удобно с точки зрения бизнеса, ведь СОРМ работает на аналогичных условиях, рассуждает основатель сервиса Liveintenet.ru Герман Клименко.
В Rambler&Co и Mail.ru Group не комментируют вопросы об интересе к добровольной передаче информации о пользователях спецслужбам. "Мы изучаем закон и пока не готовы комментировать технические детали",— сообщила представитель "Google Россия" Светлана Анурова. В Facebook и Twitter на запрос "Ъ" не ответили. Коммерсантъ
Источник: Коммерсантъ