31 Октября 2024 | 11:28

Мебель, образование и продукты питания стали самыми быстрорастущими отраслями в третьем квартале

Индекс здоровья российского бизнеса для мебельной отрасли (в эту категорию также включена сантехника, освещение и товары для дома и офиса) по итогам третьего квартала 2024 г. составил 54 балла из 100. Показатель вырос на шесть баллов по сравнению с тем же периодом 2023 г., согласно данным платформы Calltouch, банка «Точка» и сервиса hh.ru.

Одной из причин роста стало замещение продукции ушедших западных брендов отечественными производителями, считают аналитики. В третьем квартале количество обращений к мебельным компаниям увеличилось на 67%. Число регистраций новых мебельных компаний выросло на 9% год к году. 

Индекс среднего бизнеса составил 58 баллов. У микропредприятий он равен 55 баллам, а у малого бизнеса — 49 баллам. 

Несмотря на рост спроса, количество вакансий от предпринимателей в мебельной отрасли снижается. По данным hh.ru, в третьем квартале было опубликовано 11,5 тыс. предложений, что на 13% меньше, чем годом ранее. При этом медианная зарплата выросла на 21% и составила 78,4 тыс. руб. 

«Мебельная отрасль показывает хороший рост, но она столкнулась с новыми вызовами в маркетинге. Это связано не только с дефицитом рекламных площадок и ростом стоимости рекламы, но и с использованием продавцами акций и скидок для стимулирования спроса. У покупателей растет интерес к более бюджетной мебели, что вместе со скидками снижает средний чек», — сказал Артур Саркисян, коммерческий директор Calltouch.

Индекс здоровья для сегмента «продукты питания» составил 54 балла, что на 15 баллов выше, чем в прошлом году. В этот сегмент входит продажа и производство продуктов питания и напитков. 

Одной из причин укрепления позиций компаний стал рост объемов собственного производства пищевой продукции в стране. Так, в январе — сентябре 2024 г. продуктов питания произвели на 4%, а напитков почти на 10% больше, чем в аналогичный период год назад, рассказали аналитики. 

Количество обращений в продуктовые компании выросло на 88% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в соответствии с данными реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в конце третьего квартала 2024 г. в продуктовом сегменте на 3 тыс. компании больше, чем год назад, — почти 511 тыс.

При этом сократилось число вакансий — на 12% по сравнению с прошлым годом. Однако медианная зарплата увеличилась на четверть и составила 65,1 тыс. руб.

Индекс здоровья микробизнеса в третьем квартале составил 57 баллов. У малого и среднего бизнеса — 51 и 53 балла соответственно.

«Основной риск, который здесь может быть, — это снижение покупательской способности населения. Уже сейчас производители и ретейлеры стараются не полностью перекладывать на конечного потребителя увеличение цен. При этом обороты компаний все равно растут. По нашим данным, объем денег, прошедших через компании этого сектора МСП в третьем квартале 2024 г., в среднем на 9% больше, чем год назад», — говорит Юлия Криган, data-журналист банка «Точка».

Индекс здоровья российского бизнеса в сфере образования составил 51 балл — рост на 26 баллов год к году. За третий квартал количество обращений в образовательные учреждения выросло почти вдвое — на 99%. При этом в первом полугодии 2024 г. доля повторных продаж составила 52%. 

Почти половину рынка занимают крупные игроки: образовательные продукты VK (доля 15%), холдинг Skyeng (9,9%), «Синергия» (7,8%), «Сбер» (7%), «Яндекс» (5,6%). Тем не менее индекс средних и малых компаний составил 66 и 57 баллов соответственно. Число регистраций выросло на 20%. Однако микропредприятия менее стабильны — их индекс достиг 30 баллов. 

«В третьем квартале 2024 г. количество вакансий снизилось на 11%. Сейчас медианная зарплата составляет 64 тыс. руб., и это на 16% больше, чем год назад. В таких условиях проблема нехватки кадров нередко решается за счет автоматизации», — сказала Мария Игнатова, руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru.

По итогам 2023 г. Индекс здоровья российского бизнеса составил 61,5 балла из 100. В топ самых быстрорастущих отраслей вошли интернет-торговля — рост на 25 баллов, реклама — на 22 балла, туризм — на 14 баллов.

Индекс здоровья российского бизнеса состоит из данных: по оборотам, налогам и циклу жизни бизнеса банка «Точка», по продвижению и рекламе Calltouch, по рынку труда и зарплатам hh.ru. В исследовании три среза: микро-, малый и средний бизнес. За образцовый год был взят допандемийный 2019 г. и проанализированы 2020–2024 гг. Индекс обновляется ежеквартально.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.