Низкие цены и онлайн-торговля будут привлекать покупателя в 2023 году
Сокращение доходов потребителей окажет влияние на все сферы производства. Об этом говорится в исследовании NielsenIQ, результаты которого представил директор по аналитике и консалтингу компании Константин Локтев на онлайн-конференции «Потребительский рынок России: ключевые вызовы 2023».
Покупатель стал экономным и не планирует увеличивать расходы. При улучшении экономической ситуации 29% потребителей продолжат экономить на питании вне дома, 28% — на развлечениях, 25% — на доставке готовой еды. Тенденция к экономии среди покупателей продолжит развитие в 2023 г. и окажет влияние на рынок, отметил Локтев.
Покупатель продолжит перераспределять бюджеты внутри кошелька. В первом полугодии 2022 г. потребители сократили расходы на авторынок (53,1%), одежду и обувь (25–30%), товары для ремонта и строительства (14,2%), бытовую технику и электронику (11%). Локтев уверен, что рынки, которые находятся в отрицательной зоне, в 2023 г. должны столкнуться с определенной стабилизацией и новыми возможностями для роста. Но это не повлияет на экономию потребителя, поэтому в компании выявили тренд на изменение внутри каналов продаж.
Репертуар посещаемых магазинов продолжит расти. В сентябре этого года потребитель посетил в среднем 5,8 магазина — это на 1,1 больше, чем в прошлом году. Такая динамика указывает на желание покупателя найти дешевый товар, отмечают аналитики.
Магазины низких цен продолжат привлекать покупателя. В 2022 г. рост продаж в натуральном и штучном выражении наблюдался у дискаунтеров и минимаркетов. Спрос на эти каналы сохранится и в 2023 г. Гипермаркеты, супермаркеты, хозяйственные магазины и магазины парфюмерии на фоне роста инфляции чувствуют себя хуже, отметили в компании.
Онлайн продолжит расти, так как хорошо вписывается в тенденцию к экономии. Подавляющее большинство потребителей (73%) сравнивают цены онлайн- и офлайн-магазинов. Почти половина (48%) из них считают, что в онлайн-магазинах можно найти товары по более низким ценам. В онлайне доля промопродаж гораздо выше, чем в офлайне, отметил Локтев.
Сфера продуктов питания восстанавливается с точки зрения спроса. В начале декабря продажи канцелярии и продуктов питания в офлайн-сетях выросли год к году в натуральном выражении на 100% и 20% соответственно. При этом товары для занятий спортом сократились на 48%, оптика — на 24%, товары для личной гигиены — на 23%. В офлайн-сетях спрос перетекает в продуктовые категории, так как их доля увеличивается, пояснил Локтев.
Заметные перераспределения позиций брендов на полке продолжатся. Новые бренды и параллельный импорт дадут изменения. Локтев выявил ключевую тенденцию следующего года — трансформация. Нельзя игнорировать сложный внешний фон, но нужно искать возможности для своего бизнеса.