Реклама благотворительной акции в Facebook оказалась провокацией
Благотворительный фонд ЦФО «Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации» заявил, что его партнер — Банк Москвы — отправит детей из двух детдомов в летний лагерь, если получит тысячу «лайков» под постом в Facebook. Соответствующее сообщение фонд разместил на своей странице в соцсети
«Если этот пост наберет 1000 лайков, Банк Москвы отправит детей из двух детских домов в летний лагерь», — написано на опубликованном фондом постере. Фотография сопровождается комментарием: «Друзья, поддержите нашу акцию. Что нужно сделать? Все очень просто! Жмите на «Like» и долгожданный отдых для детей станет ближе».
За девять часов, прошедших с момента размещения поста, он собрал 249 «лайка» и был размещен на стене у 78 пользователей (данные на момент написания этого материала). Одновременно сообщение получило десятки гневных комментариев. В частности, пользователи назвали его циничным и мерзким.
В Банке Москвы от инициативы фонда открестились. Как пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе финансового института, пост разместили не они, а непосредственно сотрудники благотворительной организации, куда средства уже перечислены.
Спустя восемь часов после публикации поста на официальной странице фонда была опубликована разъяснительная запись. По словам представителей фонда, они ожидали, что их «пост может быть воспринят неоднозначно». Однако, как подчеркивается в сообщении, организация пошла на это намеренно.
«Только благодаря этому, нам удалось привлечь внимание всех к нашему фонду и проблеме летнего отдыха детей из детских домов», — написано в обращении.
Фонд также подтвердил информацию о том, что банком уже перечислены деньги «на отдых детей в летнем лагере, где будут проводиться уникальные программы по их оздоровлению и укреплению иммунитета».
Тем временем, акцию раскритиковали в других фондах. Как заявила «Ленте.ру» директор благотворительного фонда «Жизнь» Карина Михайлова, благотворительность не та область, где все методы хороши. «Для благотворительных фондов очень важна прозрачность. Нормальный фонд первым делом показывает, кому нужна помощь, какая и в каком объеме. Дискредитировать себя очень легко. «Будут лайки – будет помощь» — это как-то странно звучит, даже абсурдно», — говорит она.
Руководитель отдела по пациентской работе благотворительного фонда «Подсолнух» Татьяна Лобанова, в свою очередь, считает, что пост был не вполне корректен именно с этической точки зрения. «Надо понимать, что дети, из тех же детских домов тоже выходят в интернет. Им, наверное, очень неприятно будет узнать, что их либо отправят в летний лагерь либо нет в зависимости от количества лайков. Такая подача направлена на создание чувства вины у читателя. В расчете на то, что он подумает, что именно от его решения зависит благополучие сирот. А это не правильно. К тому же увеличение лайков это определенная рекламная стратегия, направленная на повышение посещаемости страницы. Это, на мой взгляд, не вполне этично. Когда в эту область приходят коммерческие пиарщики, они ставят перед собой конкретную задачу и начинают достигать ее, думая, что все средства хороши. В нашей сфере такие подходы недопустимы. Какие-то элементы пошлости и цинизма вполне уместны в коммерческой сфере, но когда эти люди приходят в благотворительность у них этот тумблер иногда не переключается и они не видят разницы», — заявила Лобанова.