Издатели просят вернуть право рекламировать алкоголь и табак
Отраслевые лоббисты предлагают Минэкономразвития пополнить бюджет за счет доходов от запрещенной сегодня рекламы
Минэкономразвития прорабатывает вопрос целесообразности возвращения рекламы алкоголя, табака и БАДов в СМИ, а также другие предложения, которые помогут выжить газетам и журналам в сложной экономической ситуации. Предложения были направлены министру экономического развития Алексею Улюкаеву Ассоциацией распространителей печатной прессы (АРПП). Издатели просят вернуть газетам и журналам возможность публиковать рекламу пива, элитного алкоголя, табака и БАДов (сейчас запрещено рекламировать лечебные свойства биологически активных добавок), а ларькам с печатной прессой разрешить размещать любую рекламу и продавать табак и продукты питания. Эти меры, по мнению ассоциации, объединяющей распространителей прессы, помогут ныне убыточным печатным изданиям заработать, а государству — пополнить и бюджет несколькими миллиардами рублей налоговых отчислений.
По оценке АРПП, только от снятия запрета на рекламу алкоголя, табака и прочей продукции ежегодно бюджет будет получать в виде налогов от СМИ 500 млн рублей, сами издатели заработают на этом около 2 млрд рублей. В ассоциации ожидают, что такой шаг приведет к росту рынка печатной периодики: у издателей появится возможность вкладываться в новые печатные проекты и тратить больше средств на продвижение уже существующих СМИ.
— Издатели страдают от запрета рекламировать качественный алкоголь, табак и БАДы. Доходами от рекламы они покрывают затраты на производство своих СМИ. Уменьшение доходов издателей ущемляют всю отрасль. Дайте издателям свободу размещать рекламу, и государство получит деньги, — считает председатель правления АРПП Александр Оськин.
Запреты на рекламу пива, спиртного, табака и БАДов в свое время больно ударили по экономике изданий, признается главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Потерю этих рекламодателей издания не могут восполнить до сих пор. Причем если от табу на рекламу алкоголя особенно пострадали глянцевые издания, то ограничение на рекламу БАДов сказались на региональной прессе. Главред МК разделяет финансовые оценки АРПП по поводу увеличения доходов СМИ от рекламы в случае отмены запретов, однако отмечает, что российские издатели вряд ли будут тратить доходы от рекламы на новые проекты.
— И я не вижу сейчас перспектив для создания новых газет. Может быть, для некоторых видов журналов прикладного характера (об охоте, рыбалке, природе) есть перспективы. Но общественно-политические издания направят эти средства на восполнение убытков, которые имеются у большинства СМИ в России, — отмечает он.
АРПП предлагает в письме на имя главы Минэкономразвития Алексею Улюкаеву подумать и над тем, чтобы создать более комфортные условия для самих реализаторов прессы. Например, разрешить киоскам с прессой продавать табачные изделия — по подсчетам индустрии, это увеличит оборот киосков печати на 7 млрд рублей, а поступления в казну — на 1 млрд, — и вообще предоставить распространителям полную свободу в выборе ассортимента ларьков.
Сейчас перечень товаров, разрешенных печатным киоскам к продаже, регламентируется местными органами власти. В Москве, например, действует распоряжение № 231, по которому помимо прессы газетные ларьки могут торговать канцтоварами, открытками, сувенирами, SIM-картами, проездными билетами на общественный транспорт, презервативами, зажигалками, букридерами. Разрешены к продаже и безалкогольные напитки в упаковке и жевательные резинки. Киоски с прессой могут оказывать услуги ксерокопирования, ламинирования и фотопечати. Единственное условие — объем сопутствующих товаров не должен превышать 40% от общего объема продаваемой продукции.
— Всё излишне регламентировано. Реклама на объектах прессы категорически запрещена. Запрещено продавать и булочки с кофе. Это всё неправильно. Рынок падает, продажи прессы сокращаются, нужно укреплять экономику этих объектов, — говорит Оськин.
В пример он приводит опыт Финляндии. Там лидеры рынка распространения прессы продают газеты и журналы в больших павильонах, 80% ассортимента которых — продукты питания.
— Или взять Минск. Там павильоны прессы состоят из двух частей: одна из них продает фастфуд, другая — прессу. И пресса процветает, — продолжает Оськин. — По нынешним временам, чтобы такой товар, как пресса, продавался по низким ценам, нужна какая-то подпитка. Мы не предлагаем продавать водку, как это делают павильоны в Минске. Дайте нам свободу продавать то, что нужно россиянам хотя бы в рамках 40%, которые нам отведены, и рекламу на объектах.
Глава столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников сообщил «Известиям», что год назад лично предлагал продавцам прессы в Москве размещать рекламу на своих объектах, но только на конкурсной основе.
— Мы предлагали составить схему размещения такой рекламы, выставить ее на аукцион, но распространители нас не поддержали. Понятно, что они хотят заключать контракты с рекламодателями самостоятельно. Но кто им это позволит? Есть закон о рекламе, по которому размещение наружной рекламы возможно только на конкурсной основе, — пояснил чиновник. — А потом (после исключения для ларьков прессы. — «Известия») любой магазин захочет размещать рекламу. И во что опять превратится город?
По словам Черникова, департамент категорически против размещения коммерческой рекламы.
— Мы учитываем интересы бизнеса, но не в ущерб городу и
другим участникам бизнеса. Те рекламщики, которые заплатили в бюджет миллиарды
за возможность размещать рекламу в городе, поверьте мне, будут не очень
довольны тем, что кому-то разрешат размещать рекламу на других условиях, —
считает Черников.
Источник: Известия