Прибыль «МегаФона» упала из-за сокращения расходов на мобильную связь
Чистая прибыль «МегаФона» в России по итогам 2014 года снизилась на 27,4%. Чудес не бывает – россияне стали меньше тратить на связь, объяснили топ-менеджеры оператора
Виноват рубль
Выручка «МегаФона» в России (составляет 98,7% консолидированной выручки) по итогам 2014 года выросла по сравнению с предыдущим годом на 5,7%, до 310,8 млрд руб. При этом чистая прибыль упала на 27,4%, до 38,7 млрд руб. Главная причина снижения дохода – девальвация рубля, объяснили представители компании. Финансовый директор «МегаФона» Геворк Вермишян сообщил, что больших проблем в падении прибыли он не видит, потому что «сейчас у всех так».
Гендиректор компании Иван Таврин отметил, что, хотя капитальные расходы оператора в 2014-м стали рекордными в денежном исчислении – 56,4 млрд руб., или на 19,8% больше, чем в 2013-м, в «натуральных показателях» они оказались меньше, чем в предыдущие годы. «Импортозамещение, о котором сейчас много говорят, к сожалению, не работает в нашей отрасли. Подавляющее большинство необходимого оборудования в России не производится. А наши основные производители – Huawei, Nokia, Ericsson, – к сожалению, не перешли на торговлю за рубли», – пояснил Таврин.
Количество абонентов мобильной связи в России у оператора за год выросло на 2,4%, до 69,7 млн. Почти 40% из них также пользуются услугами передачи данных – 27,7 млн, этот показатель за год увеличился на 9,9%.
Одна из главных тенденций, которую отметили менеджеры, – снижение прибыли от голосовых вызовов и рост доходности услуг мобильной передачи данных. В четвертом квартале прошлого года выручка от «голоса» показала рекордное падение год к году – на 6,3%, до 41,232 млрд руб. (50,2% в общей выручке за квартал). Исполнительный директор «МегаФона» Михаил Дубин объяснил это отказом оператора от активной работы в «сегменте приезжих» и ускоренным переходом на пакетные предложения. Вермишян отметил, что население в принципе сокращает расходы: «Чудес не бывает, сейчас тенденция сугубо отрицательная. Люди меньше тратят деньги на услуги связи. Смущает ли она нас? Нет. Мы видели подобное в 2008–2009 годах. Мы ждем, что довольно скоро произойдет разворот».
Показатель MOU (среднее количество минут, использованных абонентом за месяц) в 2014-м снизился на 2,9%, с 344 до 334 минут, ARPU (средняя выручка на одного пользователя в месяц) просел на 1,5%, до 321 руб.
В секторе мобильной передачи данных все наоборот: показатель DSU (потребление данных на одного пользователя в месяц) за год увеличился на 64,1%, до 2,693 Мб, ARPDU (выручка на одного пользователя мобильного интернета в месяц) увеличился на 15,5%, до 209 руб.
Демпинговать не станут
«В Москву приходит новый оператор. Но я хочу обратить внимание на другой факт. Российский рынок мобильной связи один из самых высоких по качеству связи и низких по цене. Кто-то может ронять цену, но я считаю, что делать этого не нужно. При относительно невысоком уровне затрат россияне получают высокое качество услуг», – сказал Таврин журналистам. В декабре оператор Tele2, известный агрессивной ценовой политикой в регионах, объявил, что во второй половине 2015 года начет работу в столице. Есть соблазн привлекать абонентов низкими ценами, ценовые войны в нынешней ситуации могут лишь обвалить рынок, подчеркнул Таврин.
ARPU в 321 руб. у «МегаФона» – самый низкий чек среди «большой тройки», заявили его представители: например, у «ВымпелКома» он равен 325 руб. (-1% по итогам 2014 года). МТС годовые показатели объявит в конце марта, за три квартала 2014-го ARPU оператора составлял 358 руб. MOU «МегаФона» – на втором месте: у «ВымпелКома» – 316 минут, у МТС – 377 минут (данные за январь–сентябрь). При этом абоненты «ВымпелКома» за год стали разговаривать больше (на 8%) в отличие от клиентов «МегаФона».
«МегаФон» называет пакетные тарифы (набор услуг за фиксированную цену) одной из причин снижения выручки и ARPU. Впрочем, из представленной оператором пакетной линейки абонентская плата только на двух тарифах оказалась ниже ARPU, при этом количество услуг – минут, SMS, объем трафика меньше средних показателей на рынке. Наиболее сбалансированный тариф линейки стоит 450 руб., что выше ARPU «МегаФона».
«ВымпелКом» же распространение пакетных тарифов рассматривал как фактор, положительно влияющий на рост выручки: ARPU у «пакетных» абонентов на 46% выше среднего, подчеркивал представитель оператора. Как сообщила исполнительный вице-президент по маркетингу «ВымпелКома» Анастасия Оркина, сейчас пакетными тарифами пользуются 19,3% абонентов «Билайна». Оператор планирует по-прежнему делать акцент на пакетных тарифах и опциях из разряда «одна опция – одна потребность».
В «МегаФоне» отмечают, что популярность таких тарифов растет: клиенты получают полный набор услуг связи, который соответствует их потребностям, за умеренную плату. Количество абонентов этого оператора на пакетных тарифных планах с начала 2014 года выросло более чем в 2,5 раза.
Более половины абонентов МТС используют пакетные тарифы, сообщили РБК в пресс-службе компании. Такой высокий показатель объясняется разницей в подходах. МТС причисляет к «пакетникам» также пользователей прочих тарифных планов, если они используют пакетные опции (позволяют получать определенный объем какого-либо вида услуг за фиксированную плату).
На пресс-конференции руководители «МегаФона» заявили, что 2015 год не будет годом роста, но выразили надежду, что он станет годом стабильности. Компания ожидает, что ей удастся получить выручку и рентабельность на уровне 2014 года. Оператор также не собирается пересматривать трехлетний инвестиционный план – капвложения по итогам 2013–2015 годов должны составить 165–180 млрд руб.
Финансовые результаты МТС будут объявлены 17 марта, сообщил РБК представитель компании Дмитрий Солодовников. До этого дня оператор не может раскрывать информацию и давать прогнозы на 2015 год. Солодовников сообщил, что планов по повышению цен на услуги связи у них нет. «МТС планирует укреплять позиции на рынке услуг мобильного интернета и продолжать инвестировать в дальнейшее в расширение сети передачи данных. Залогом этого отчасти являются наши авансовые платежи вендорам за оборудование, произведенные в третьем квартале прошлого года», – сказал представитель МТС.
Мобильная связь в России давно стала предметом первой необходимости, а цены на нее на порядок ниже, чем в Европе и США, отметила представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева. Но макроэкономическая ситуация влияет на все отрасли бизнеса, включая телеком. «На наш взгляд, влияние макроэкономической ситуации может замедлить процесс снижения цен, который демонстрировал российский рынок в последнее время, особенно в части мобильного интернета. А абоненты начнут более внимательно относиться к непредвиденным расходам на связь», – заявила Айбашева РБК.
По ее словам, «ВымпелКом» планирует продвигать пакетные
тарифы, которые «дают возможность избежать непредвиденных расходов», а также
спецпредложения, которые включают тарифный план и гаджет и/или карту «Билайн».
Анна Айбашева также добавила, что в 2015 году компания будет «крайне
внимательно относиться к своим операционным и капитальным затратам», но при
этом повышать индекс удовлетворенности клиентов.
Источник: РБК